Нечисть уральских городов. Отрывок из нового романа Алексея Сальникова «Оккульттрегер»
Российский писатель Алексей Сальников, популярность которого ушла за пределы книжной аудитории после экранизации «Петровых в гриппе», выпустил новую книгу «Оккульттрегер». Роман не теряет традиционный для автора трезвый взгляд на российскую действительность, хоть и написан в жанре, близком к фэнтези. Главные герои повествования — демоны, херувимы, черти, которые живут среди людей, а также оккульттрегеры, которые связывают весь этот разношерстный социум. Роман «Оккульттрегер» номинирован на премию «Сноба» «Сделано в России».
Сергей Николаевич
Алексей Сальников написал роман о нечистой силе. Его «Оккульттрегер» плотно заселен демонами, дьяволицами, чертями, гомункулами. Впрочем, есть и херувимы, и праведники, и некие существа, по имени которых и назван роман, чье основное занятие — сохранять и поддерживать тепло в домах остывающих городов. Также они выступают чем-то вроде посредников между представителями этого сложно устроенного социума. По жанру роман Сальникова тяготеет скорее к фантастическому реализму, хотя автору не откажешь в таланте цепко вглядываться в современность и превращать любую самую прозаическую подробность в магическую метафору. При этом Сальников меньше всего склонен поэтизировать сегодняшнюю реальность, ему ближе позиция холодного и отстраненного наблюдателя, имеющего привычку смотреть жизни прямо в глаза, какой бы она ни была.
Прасковья начинала с кухни, затем переходила в спальню, гостиную, прихожую, заканчивала в ванной, садилась выпить чаю и видела, что на оконные стекла в кухне уже села пыль, да еще этак разводами, будто окно не мыли полгода, от соседей через вентиляцию лезла беременная тараканиха, обнаруживалось, что чайные ложки потемнели, что между холодильником и стеной кухни — паутина. Стоило закончить с кухней, сунуться на диван в убранной гостиной, как с дивана взмывала пыль и принималась по-комариному роиться в солнечном луче, проникшем меж гардин, в промежутке которых виднелось только что протертое, но уже покрытое пылью денежное дерево, а в отраженном свете этого солнечного луча особенно явно виднелись следы тряпки на экране телевизора.
В том, чтобы люди сами ели себя поедом, не в силах добиться такой же легкости в жизни, в каждом движении, не умея, за редким исключением, быть такими же обаятельными, собственно, и состояла основная демоническая функция, но, когда однажды Прасковья выразила эту претензию кому-то из знакомых демонов, тот, с присущей им убедительностью, необидно ответил: