«Самый масштабный кризис за всю историю»: почему палладий долго будет дороже платины
Производители автомобилей опасаются дефицита палладия. Экологичный металл, который используют в катализаторах, теоретически можно заменить платиной, но сделать это непросто. В чем подводные камни, рассказал в интервью Forbes вице-президент ГМК «Норникель» Антон Берлин
«Исторически платина была дороже палладия»
— И палладий, и платина используются в автомобильных катализаторах для нейтрализации выхлопных газов. В чем разница в их применении?
— Эволюция и двигателей и катализаторов шла постепенно. Выхлопные газы у двигателей, например, в Европе и Японии, имеют очень высокие температуры. Платина в катализаторах у автомобилей с бензиновыми двигателями по достижении температур в 600-700 градусов спекается и перестает работать как катализатор. А палладий работает при температурах свыше 1000 градусов и поэтому он стал все более активно использоваться в бензиновых двигателях.
Платина использовалась в дизельных двигателях. Но дизельные автомобили очень резко стали уходить с рынка, в первую очередь в Европе по экологическим требованиям. За пределами Европы дизельные автомобили никогда не были популярны. Поэтому дизельную отрасль мы потеряли достаточно быстро и резко.
Стали доминировать бензиновые автомобили, от которых никто не отказывался, а в катализаторах бензиновых автомобилей доминирует палладий. Цена палладия пошла вверх, а платина потеряла значительную часть спроса за счет сокращения дизельного транспорта. Поэтому образовалось непривычное соотношение: исторически платина была дороже палладия, а на рынке палладия примерно с 2012-2014 года образовался дефицит. В предыдущее десятилетие спрос закрывался поставками из запасов. «Норникель» еще в 2015 году создал Global Palladium Fund, организацию, которая занималась скупкой запасов металла у третьих лиц для их последующей поставки ключевым промышленным потребителям с тем, чтобы у них не образовывалось дефицита и чтобы этот металл не шел в руки финансовых спекулянтов, а оказался бы в промышленности. На протяжении всех этих лет автопром не сталкивался с нехваткой металла, которая могла бы ограничить возможности выпускать и продавать автомобили. Этот фонд продолжает работать.
— Каковы перспективы рынков палладия и платины?
— Мы считаем, что спрос на платиноиды будет расти в ближайшее десятилетие. Поэтому «Норникель» будет увеличивать производство и в том числе производство металлов платиновой группы, платины и палладия. Мы планируем нарастить производство с 90-95 т в нынешнем году до 160-170 т до 2030 года. Такова наша стратегическая цель.