Коварный алгоритм. Как искусственный интеллект управляет человеком
Алгоритмы соцсетей и поиска подбирают контент, который нравится пользователям, чтобы они дольше оставались онлайн и приносили прибыль владельцам платформ. Но позволяет ли это управлять людьми? Как маркетологи и политтехнологи манипулируют нами при помощи алгоритмов подбора рекомендованных новостей или товаров и есть ли от них какая-то польза для потребителя? Екатерина Мищенко проанализировала свежие исследования Science, Nature, New Media & Society и опрос НИУ ВШЭ и рассказывает, способна ли перенастройка алгоритмов ленты соцсетей изменить наши убеждения.
Гипотеза: алгоритмы подбора рекомендаций помогают покупать товары дешевле
Результат: алгоритмы подбора рекомендаций заставляют нас совершать необдуманные траты
Согласно результатам недавнего опроса Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 60% российских пользователей интернета часто просматривают рекомендации цифровых сервисов. Тот же опрос показывает, что 61% из часто просматривающих рекомендации покупает товары онлайн значительно дешевле, чем они стоят в офлайн-магазинах. Тогда как среди людей, которые подборки от алгоритмов не получают, таких только 26%. Принципы составления рассылок опираются на страх потребителя пропустить что-то интересное и создают иллюзию большого спроса и ограниченного срока акции. Этот страх называется синдром упущенной выгоды от английского FOMO (fear of missing out — страх что-то упустить). Подобные психологические уловки заставляют пользователей не только стремиться походить на идеально красивых и успешных людей из соцсетей, но и гнаться за скидками или товарами, которые якобы почти закончились. Раньше составлением подборок товаров и рассылок вручную занимались маркетологи и другие специалисты, теперь рекламщики получили мощнейший инструмент для автоматического подбора рекомендаций — от сериалов и товаров до друзей в социальных сетях.
По этой же логике формируются и рекламные слоты товаров от маркетплейсов. Алгоритмы ориентируются на историю поиска пользователя и сайты, которые он просматривал. На основе данных создаются подборки товаров, которые «могут вас заинтересовать». Нередко при переходе по ссылке можно обнаружить, что товар уже закончился или цена не соответствует действительности. Но цель уже достигнута — пользователь находится на сайте, и его можно увлечь дальше в лабиринт покупок.
Как именно устроен этот процесс, выяснили ученые из Принстонского университета, проанализировав 10 тысяч сайтов для продажи товаров в интернете. Они выделили несколько разновидностей манипуляций людьми с помощью FOMO: всплывающие объявления о вымышленных покупателях, которые «невероятно сэкономили, купив этот товар на этом сайте», предложение добавить в корзину сопутствующие товары, всплывающие сообщения о завершении акции и ограниченном количестве товара, намеренное усложнения процесса отмены еще не сформированного заказа. Блогеры, продающие инфопродукты, часто прибегают к давлению на аудиторию через чувство стыда: «Если вы не пойдете на мой курс, ничего страшного, не все готовы выделиться из стада посредственностей». Или, например, кнопки отказа от подписки на рассылку могут подписать «Нет, спасибо, я отказываюсь получать выгодные предложения».