Как маркетологи и политтехнологи манипулируют нами при помощи алгоритмов

СНОББизнес

Коварный алгоритм. Как искусственный интеллект управляет человеком

Екатерина Мищенко

1_J5xIVjf.jpg
Иллюстрация: Лика Сочкина

Алгоритмы соцсетей и поиска подбирают контент, который нравится пользователям, чтобы они дольше оставались онлайн и приносили прибыль владельцам платформ. Но позволяет ли это управлять людьми? Как маркетологи и политтехнологи манипулируют нами при помощи алгоритмов подбора рекомендованных новостей или товаров и есть ли от них какая-то польза для потребителя? Екатерина Мищенко проанализировала свежие исследования Science, Nature, New Media & Society и опрос НИУ ВШЭ и рассказывает, способна ли перенастройка алгоритмов ленты соцсетей изменить наши убеждения.

Гипотеза: алгоритмы подбора рекомендаций помогают покупать товары дешевле

Результат: алгоритмы подбора рекомендаций заставляют нас совершать необдуманные траты

Согласно результатам недавнего опроса Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 60% российских пользователей интернета часто просматривают рекомендации цифровых сервисов. Тот же опрос показывает, что 61% из часто просматривающих рекомендации покупает товары онлайн значительно дешевле, чем они стоят в офлайн-магазинах. Тогда как среди людей, которые подборки от алгоритмов не получают, таких только 26%. Принципы составления рассылок опираются на страх потребителя пропустить что-то интересное и создают иллюзию большого спроса и ограниченного срока акции. Этот страх называется синдром упущенной выгоды от английского FOMO (fear of missing out — страх что-то упустить). Подобные психологические уловки заставляют пользователей не только стремиться походить на идеально красивых и успешных людей из соцсетей, но и гнаться за скидками или товарами, которые якобы почти закончились. Раньше составлением подборок товаров и рассылок вручную занимались маркетологи и другие специалисты, теперь рекламщики получили мощнейший инструмент для автоматического подбора рекомендаций — от сериалов и товаров до друзей в социальных сетях.

По этой же логике формируются и рекламные слоты товаров от маркетплейсов. Алгоритмы ориентируются на историю поиска пользователя и сайты, которые он просматривал. На основе данных создаются подборки товаров, которые «могут вас заинтересовать». Нередко при переходе по ссылке можно обнаружить, что товар уже закончился или цена не соответствует действительности. Но цель уже достигнута — пользователь находится на сайте, и его можно увлечь дальше в лабиринт покупок.

Как именно устроен этот процесс, выяснили ученые из Принстонского университета, проанализировав 10 тысяч сайтов для продажи товаров в интернете. Они выделили несколько разновидностей манипуляций людьми с помощью FOMO: всплывающие объявления о вымышленных покупателях, которые «невероятно сэкономили, купив этот товар на этом сайте», предложение добавить в корзину сопутствующие товары, всплывающие сообщения о завершении акции и ограниченном количестве товара, намеренное усложнения процесса отмены еще не сформированного заказа. Блогеры, продающие инфопродукты, часто прибегают к давлению на аудиторию через чувство стыда: «Если вы не пойдете на мой курс, ничего страшного, не все готовы выделиться из стада посредственностей». Или, например, кнопки отказа от подписки на рассылку могут подписать «Нет, спасибо, я отказываюсь получать выгодные предложения».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разрушитель порядка Разрушитель порядка

Попробуем нарисовать исторический портрет князя Потёмкина

Дилетант
Что такое карвинг и как делают эту завивку Что такое карвинг и как делают эту завивку

В чем особенности карвинга, как его делают и на какой длине он выглядит лучше

РБК
Спасти мир от самого себя Спасти мир от самого себя

Непростая история одного из создателей атомной бомбы

Наука
Во власти гордыни: какую выгоду несет роль жертвы Во власти гордыни: какую выгоду несет роль жертвы

Почему в позиции жертвы мы чувствуем странную гордость?

Psychologies
Молчать нельзя говорить: к чему приводит отсутствие полового воспитания девочек Молчать нельзя говорить: к чему приводит отсутствие полового воспитания девочек

Как избежать последствий отсутствия полового воспитания?

Psychologies
Как расширить память смартфона на Android Как расширить память смартфона на Android

Есть различные способы увеличить объем доступной в смартфоне памяти

ТехИнсайдер
От чего зависит цвет глаз человека и можно ли его изменить От чего зависит цвет глаз человека и можно ли его изменить

Что же влияет на цвет глаз людей и почему он почти никогда не повторяется?

ТехИнсайдер
Хакнуть 10-й уровень: как изменить «правила игры» и стать успешнее Хакнуть 10-й уровень: как изменить «правила игры» и стать успешнее

«Хакни сразу десятый уровень и не трать время на первые этапы

Psychologies
Екатерина Волкова: «Катя, угомонись!» Екатерина Волкова: «Катя, угомонись!»

Актриса Екатерина Волкова рассказала о своей жизни, семье и новой роли

Лиза
БАДы во вред? БАДы во вред?

Добавки, которые нужно принимать с осторожностью

Лиза
Как носить прозрачную одежду и не выглядеть вульгарно: 5 ключевых правил для девушек любого возраста Как носить прозрачную одежду и не выглядеть вульгарно: 5 ключевых правил для девушек любого возраста

Как стильно носить прозрачную одежду?

VOICE
Философ в российском МИДе Философ в российском МИДе

«Разглядывание карты не всегда приводит к верным политическим выводам»

Дилетант
Все моё — твоё Все моё — твоё

Как переписать квартиру, машину, дачу на мужа или жену

Лиза
Описать технический прогресс. Кто придумал теорию для двигателя внутреннего сгорания Описать технический прогресс. Кто придумал теорию для двигателя внутреннего сгорания

Для своего времени ДВС стал настоящим чудом инженерной мысли

СНОБ
Мощный символ Мощный символ

Custom Line 140: совершенство, из которого ничего не требуется убирать

Y Magazine
Почему медиаспорт в России стал популярным Почему медиаспорт в России стал популярным

В России активно развивается медиаспорт — непрофессиональные соревнования

СНОБ
Из чего делали посуду на Руси? Из чего делали посуду на Руси?

Какой была посуда на Руси и как она изменялась с течение времени

Культура.РФ
Как женщины борются со стереотипами о внешности и возрасте на рабочем месте Как женщины борются со стереотипами о внешности и возрасте на рабочем месте

Как стюардессы каждый день сталкиваются с дискриминацией по внешности и возрасту

Forbes
Кинофраншизы, в которых изящно закрыли сюжетные дыры Кинофраншизы, в которых изящно закрыли сюжетные дыры

Иногда Голливуд исправляет ошибки в своих фильмах! Вот примеры

Maxim
Как одевались советские дети: 5 обязательных атрибутов Как одевались советские дети: 5 обязательных атрибутов

Давайте вспомним, какими были главные предметы гардероба ребенка в СССР

Psychologies
Наземное возрастание солнечных космических лучей впервые увидели сразу на Земле, Луне и Марсе Наземное возрастание солнечных космических лучей впервые увидели сразу на Земле, Луне и Марсе

Первый случай регистрации наземного возрастания солнечных космических лучей

N+1
В мозгу и сердце человека найдены следы микропластика: медики бьют тревогу В мозгу и сердце человека найдены следы микропластика: медики бьют тревогу

Микропластик присутствует повсюду, в том числе он проникает в наши тела

ТехИнсайдер
Социолог нашел подтверждение теории бредовых работ Социолог нашел подтверждение теории бредовых работ

Обладатели этих профессий ощущают бесполезность своей работы

N+1
Из чего состоит сон: подробный научный разбор Из чего состоит сон: подробный научный разбор

Что происходит, когда мы принимаем наконец горизонтальное положение и засыпаем

Psychologies
Черниговская восьмёрка Черниговская восьмёрка

Бунт Черниговского полка — выступление декабристов в Киевской губернии

Дилетант
Красная львица Красная львица

Убранству 80-метровой Leona позавидуют иные дворцы шейхов

Y Magazine
В райском саду В райском саду

Дизайнер оформила эту московскую квартиру в стиле современной классики

SALON-Interior
«После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко «После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко

В этих статьях — живая, настоящая, реальная Гурченко, какой ее знали не все

Коллекция. Караван историй
Все китайские производители смартфонов: кто есть кто Все китайские производители смартфонов: кто есть кто

Китайские производители смартфонов, которые бросают вызов "акулам" рынка

CHIP
Как государство присматривается к рынку игровых артефактов Как государство присматривается к рынку игровых артефактов

Росфинмониторинг и Минфин задумались о регулировании игровых валют

Forbes
Открыть в приложении