Уроки сербского
Роль в первом в истории человечества фильме, снятом не только на земле, но и на ее орбите, — далеко не первый вызов в жизни Милоша Биковича. Мы попросили сербского артиста с российским паспортом рассказать о тех уроках, которые ему преподнесла жизнь.
1990-е годы — время моего детства — сами по себе были вызовом, как и 2020-е годы сейчас.
В Сербии шла война, в которой нас же и обвинили. Это был вызов для всего народа, а такое всегда проживается сложно. Если один человек испытывает стресс, он может сорваться на кого-то, даже на близкого. Когда же такое происходит с целой страной, начинает твориться много необъяснимого, иррационального. Тогда можно было потерять жизнь из-за пары обуви, такое случалось в моем районе. Просто захотели снять кроссовки и убили. Одного моего одноклассника какие-то бешеные люди сбили насмерть на машине, другой погиб во время драки — упал, ударился головой о бетонный пол и всё, третий застрелился… Всё это было тяжело — из кризиса мы начали выходить, только когда я уже учился в университете. Но жизненные вызовы, с которыми мы сталкиваемся, оставляют не только травмы, они делают нас сильнее и часто в итоге превращаются в наши преимущества, дают превосходство над другими.
В моем детстве в магазинах были голые прилавки. Я помню их: все пусто, нет ничего. Это был такой принудительный пост. Но потом я понял, насколько такие невольные лишения человеку помогают, закаляют его. В результате ты отворачиваешься от удовольствий и ищешь смысл в чем-то другом, глубоком. Надо быть благодарным за лишения.
Для меня в детстве большим вызовом стал развод родителей. Я не помню, как они разошлись, — мне было шесть месяцев. Но когда я вырос, мне больше всего хотелось, чтобы они жили вместе, и мы были семьей. Родители дают ребенку не только любовь и тепло, но еще и смыслы, способность правильно воспринимать реальность, которая, как я сказал, была тогда очень сложной. Первый раз я увидел, как папа с мамой вместе завтракают, когда мне было 18 лет. Это было очень необычное зрелище, хотя они и до этого общались и сохранили хорошие отношения.
Моей первой осознанной целью было поступление в университет. Я сам принял это решение. Я ходил в актерскую школу для детей, и мне очень запомнились слова нашего педагога. Он сказал, что не все из нас станут актерами, но его цель, чтобы мы все стали хорошими добрыми людьми, надо только решить, куда поступать и что будет дальше в нашей жизни. Тогда я впервые задумался о будущем. Раньше я вообще не думал об этом, а тут понял, что у меня действительно есть какие-то перспективы. Я почувствовал, что актерство — это мой путь. С тех пор как эта идея появилась, она стала для меня главной. Я поставил себе задачу и готовился к поступлению пять лет. Для меня это был