«Особый взгляд» для особых людей
В Москве завершился первый российский фестиваль социального театра «Особый взгляд». «Сноб» поговорил с его участниками о том, как театр может менять общество

Говорить о том, о чем невозможно молчать, — вот главная цель социального театра. В обществе, объятом ксенофобией, встреча с Другим, разговор с ним — редкая возможность преодолеть страх и понять что-то важное — прежде всего, о самом себе. Как раз такую возможность и дают инклюзивные практики. На фестивале «Особый взгляд» зрителям показали 12 спектаклей, в которых наравне с профессиональными актерами играли люди с разными возможностями здоровья, воспитанники детских домов и бездомные.
«Слепоглухие люди, которых мы пригласили участвовать в нашем первом спектакле “Прикасаемые”, боялись мира — сидели дома в четырех стенах, — а мир боялся их, — рассказывает руководитель “Инклюзиона” Татьяна Медюх. — Но после того как они стали постоянно выходить на сцену, работать с профессиональными актерами, участвовать в тренингах, их состояние — как эмоциональное, так и физическое — изменилось: они же чувствуют энергетику зала, благодарность зрителей. Очень важно не бояться затрагивать острые проблемы, говорить о них, чтобы преодолевать страх, который, к сожалению, до сих пор есть в обществе».

Проблема боязни Другого поднимется в спектакле московского «Инклюзиона» «Гроза — среда обитания». В постановке Михаила Фейгина всем известная драма Островского звучит по-новому: в спектакле доведена до предела идея противостояния отдельного человека и целого общества, неспособного понять его и потому обрушивающего на него всю свою ненависть. «Гроза — среда обитания» — это попытка преодолеть бессмысленную стигматизацию, разделяющую общество на «одних» и «других», которая, в конечном счете, ведет к тотальному социальному разобщению.