Основатель сервиса такси inDriver Арсен Томский: Мы — поджарые ниндзя в стане пухлых хипстеров
Арсен Томский — технологический предприниматель из Якутии, который построил конкурента Uber и Gett. До недавнего времени Томский предпочитал «не светиться», однако с ноября 2017 года, когда созданное им мобильное приложение для заказа такси inDriver вышло на рынок Москвы, это стало невозможно. В феврале 2020 года компания закрыла раунд инвестиций в $72 млн при оценке в $472 млн, а в сентябре 2021 Томский объявил, что inDriver стал «единорогом», а его оценка достигла $1,23 млрд.
О модели бизнеса и хитрости
Мы решили создать inDriver, когда увидели, что в созданную студентами в Якутске группу водителей и пассажиров «ВКонтакте» вступило 50 тыс. человек за полгода. Была зима, стояли морозы, люди были недовольны, что таксисты одновременно повысили цены, — и стали сами договариваться о поездках в этой группе. Опыт подсказал мне, что если история развивается без поддержки и вливаний, то с профессиональным продуктом и маркетингом такой бизнес взлетит. Это был 2012 год, Uber только начал работать и заходил в Сан-Франциско. Мы о нем вообще ничего не знали.
Мы выбрали для себя модель peer-to-peer, когда люди общаются напрямую и предлагают цены. Модель паблика «ВКонтакте» стала частью нашей идеологии.
Очень прикольно, когда твой старт спонсируют конкуренты. Чтобы обеспечить работу сервиса при выходе в новый город мы в случае нехватки водителей вызывали машину из «Яндекс.Такси» или Uber, где им выплачивают субсидии за поездки. Мы от себя заказывали машину, а потом звонили клиенту: вас отвезет водитель такой-то. Благодаря этому заказы пользователей удавалось обслуживать. К тому же пассажир ничего не платил — мы дарили ему первую поездку, а для нас она обходилась очень дешево благодаря низким, субсидированным тарифам у конкурентов.
В России многие компании заточены на то, КАК сделать, но мало внимания уделяют более высокому уровню мотивации — почему это важно сделать. А этому надо уделять внимание. Важные цели и миссия вызывают у фаундеров и всей команды бешеный приток адреналина и сил. Мы хотим сделать выдающуюся историю в масштабах ИТ не только в Якутии или России, а в мире — и тем самым показать, что в XXI веке можно построить глобальный бизнес из провинциального города — без блата и откатов, на основе сильной мотивации и интеллекта команды.
Агрегаторы такси и поездки
Яндекс.Такси и Uber — 62 млн поездок в месяц;
ГК «Везет» (приложение Rutaxi) — около 40 млн поездок в месяц, из них 80% заказов — по телефону через диспетчеров и 20% — через приложение;
inDriver — 9 млн поездок в месяц;
Gett — около 8 млн поездок в месяц.
О масштабировании бизнеса и ниндзя
Когда мы делали первые старты в других городах Сибири и Дальнего Востока, то тратили не более $10 тыс. на каждый город. Мы не хотели вкладывать много — сначала хотели убедиться, что мы — не просто местный феномен Якутска. И когда мы увидели, что бизнес стал взлетать, начали строить сеть.
Я не верю во франчайзинг в IT. Это слишком сложный, интеллектуальный бизнес, где важны мельчайшие детали. В 2015 году мы продали около 10 франшиз, из них только два франчайзи вели себя более-менее правильно. Остальные не выполняли наши рекомендации и могли, например, во время запуска тратить бюджеты на бессмысленную рекламу — что-то вроде приглашения водителей в сервис через местные гламурные журналы. В результате сервис в новых городах не развивался, страдала репутация головной компании, и мы поняли, что нужно расширяться собственными силами.
В предпринимательстве есть простое, но важное правило: всеми мерами наращивать постоянные, возобновляемые доходы и уменьшать постоянные издержки — и при этом не экономить на важных разовых вложениях. Поэтому мы никогда не тратим огромные суммы в ценовых войнах с конкурентами. Если есть возможность обойтись меньшим штатом — обходимся. Оптимальность и разумная трата сил у нас, якутов, в ДНК. Нет смысла держать в городе офис, если есть возможность обойтись без него. Поэтому при запуске мы открываем маленькие временные офисы — а потом закрываем их, когда пропадает необходимость.
Для успеха надо быть гибким. Мы адаптируем схему работы сервиса к каждому городу. Взять условный небольшой сибирский поселок, в котором зачастую нет Google или Яндекс-карт, медленный интернет. Там люди пишут текстом: «От синего дома, слева от станции, до детсада, готов заплатить 50», — а водителю, чтобы взять заказ, нужно позвонить вживую, чтобы минимизировать обращения к серверам. Казалось бы, неочевидная схема, но она работает. А в городах-миллионниках все иначе: здесь принято как можно меньше контактировать с другими людьми, чтобы заказать такси.