Как происходит процедура опознания. Отрывок из книги судмедэксперта
Судмедэксперт Мэри Кэссиди за 30 лет работы провела несколько десятков тысяч вскрытий. В своей книге она рассказывает о том, как специалисты определяют, что произошло: убийство, самоубийство или несчастный случай, и почему именно «находки» медицинских экспертов зачастую оказываются важнее обнаруженных на месте преступления улик. В ноябре «Место преступления — тело» выйдет в издательстве «Бомбора». «Сноб» публикует отрывок из главы «Опознание».
В мусорном контейнере в Глазго обнаружили тело. Только взглянув на него, мы сразу предположили, что смерть наступила из-за серьезной травмы головы. Мозговая ткань была размазана по контейнеру. Тело доставили в городской морг, где выяснилось, что на мужчину совершили жестокое нападение и, что немаловажно, преступники пошли на крайние меры в попытке предотвратить опознание погибшего. Отсутствовали какие-либо вещи, которые могли бы стать зацепками при опознании, лицо было сильно изуродовано, зубы намеренно выбиты, а пальцы ампутированы.
Оставался анализ ДНК, но, чтобы он мог нам помочь, мы должны были хотя бы примерно представлять, кто перед нами. Вечная проблема с ДНК и опознаниями при помощи стоматологических карт — даже в них можно блуждать до бесконечности.
Среди множества травм на руке у жертвы обнаружился след, предположительно, от укуса. Мы взяли мазок — на случай, если преступник оставил слюну. Так можно было бы его опознать. Могли ли мы раскрыть дело, установив личность убийцы, и надеяться, что это приведет нас к личности покойного? Судмедэксперты не специалисты в области опознания по слепкам зубов, поэтому я обратилась за помощью к профессору Макдональду, нашему эксперту из стоматологической больницы.
Пока он исследовал предполагаемые следы укуса на теле, вся бригада — мы с полицейскими и экспертами — расположилась с чашками чая в морге. Многого мы не ждали. Я объяснила профессору, что зубы раздроблены, а некоторые отсутствуют, поэтому мы и не надеемся, что он сможет помочь в установлении личности владельца. Но, выйдя из морга, он сообщил, что рана на руке — не след от укуса, однако ему кажется, что он может опознать покойного.
Вот это совпадение! Кто бы мог подумать, что профессор лечил этого человека?
— О нет, я никогда его раньше не видел. Но среди фрагментов собранных вами зубов я нашел отломанный верхний резец, а на нем — имя. Либо покойного, либо врача, который изготовил зубной протез.
Невероятно важное доказательство. Перед нами было имя покойного. Тело опознали. Теперь полиция могла попытаться найти его убийцу. С тех пор я всегда внимательно смотрю на зубные протезы, прежде чем позвонить стоматологам.
Установление личности погибшего имеет решающее значение для любого расследования. Оно может подсказать мотив убийства, указать на психическое расстройство, которое могло привести к самоубийству, или на болезнь, послужившую причиной внезапной необъяснимой смерти. Каждый погибший заслуживает того, чтобы его тело опознали и вернули семье.