«Он как Хабиб, но для другой аудитории»: как парень из сибирской деревни стал чемпионом UFC и заработал $1 млн
Кто сделал Петра Яна боксером, зачем он ушел в смешанные единоборства и сколько на его подготовку тратит миллиардер Игорь Алтушкин
В начале 2010-х мастер спорта по боксу Петр Ян подрабатывал охранником в ночном клубе на окраине Омска. «Тревожное местечко», — вспоминает его Ян. А по вторникам Петр участвовал в боях по кикбоксингу в модном клубе «Атлантида» в центре города, зарабатывая по 4000 рублей за выход на ринг. 12 июля 2020 года Ян дрался в клетке на турнире UFC 251 на бойцовском острове в Абу-Даби. Победив бразильца Жозе Алдо, Петр получил сотни тысяч долларов (официально сумма гонорара не озвучена) и стал чемпионом в легчайшем весе. Теперь он второй гражданин России — после Хабиба Нурмагомедова — в списке чемпионов UFC. Forbes рассказывает историю Петра Яна, который «мог 10 раз бросить спорт» (цитата из интервью бойца), но в нужные моменты встречал щедрых людей, продолжал тренировки — и превратился в звезду ММА.
Домик в деревне
«Я простой деревенский парень», — любит говорить про себя Петр Ян. Дошкольное детство он провел в деревне в Назаровском районе Красноярского края, а в начале нулевых многодетная семья (Петр шестой из восьми детей) перебралась в заполярный город Дудинка. По какой причине родители Яна решились на столь дальний переезд — 2000 км — неизвестно (на вопросы Forbes боец не ответил). Зато известно, что в городе мальчик получил возможность заниматься сразу несколькими видами спорта. Рано утром Петр прыгал на батутах в акробатическом зале, где консьержкой работала мама его друга, затем шел на футбол, тхэквондо или тяжелую атлетику, а после школы во вторую смену — на бокс. Боксом Петр увлекся вслед за братом и стал быстро прогрессировать. Тренер Николай Суржиков сразу заметил в ученике задатки большого спортсмена: хороший мышечный каркас, отменную координацию, трудолюбие и выносливость. Летом 14-летний парень разгружал баржи на Енисее: наравне со взрослыми таскал мешки по 50-60 кг. Платили сдельно, 2000-3000 рублей за ночь, уточнял позже Петр. И это, кстати, были не первые заработанные им деньги.
В недавнем интервью «ВКонтакте» Ян рассказал, как в 12 лет устроил возле дома автомойку: небольшой насос качал воду из озера неподалеку, а одноклассники помогали мыть машины. «Мне с детства нравилось зарабатывать деньги», — объяснил Петр свои предпринимательские опыты. Семья, похоже, в таких подвигах не нуждалась. «Мама занималась бизнесом, был магазин свой, был мебельный магазин… У нас был большой дом, мы тогда жили совместно с отцом, хозяйством занимались, все было в порядке», — вспоминал в том же эфире боец.
О спортивной карьере в боксе и тем более в ММА школьник Петр Ян не мечтал. Окончив 9 классов, он поступил в местный колледж — «нефте какой-то перерабатывающий» (формулировка из интервью бойца). И, если бы не настойчивость тренера, сейчас вполне мог бы работать на одном из предприятий «Норникеля». Но Николай Суржиков убедил родителей, что у парня хорошие перспективы в боксе и ему нужно продолжать тренироваться. И лучше — в городе покрупнее.
Благотворительный бал
В 15 лет Петр Ян приехал в Омск. Один. Ни родственников, ни знакомых у Петра в городе не было. На вокзале его встретил тренер по боксу Юрий Демченко, которому приятель рассказал историю про работу в порту и «попросил обратить внимание на пацана». Первое время в Омске Ян жил в общежитии. Закончил старшую школу, поступил в физкультурный институт и параллельно тренировался. Финансово помогала мама, плюс Петр подрабатывал. «Точно помню, что в одну зиму в Омске они купили обогреватель, таскали его по дворам, помогали отогревать и заводить машины», — рассказал Matchtv.ru Демченко. «И нормально на этом зарабатывали в сезон морозов», — подтвердил в эфире «ВКонтакте» Ян.