10 режиссеров, которых открыл ММКФ
3 августа 1959 года открылся первый Московский Международный Кинофестиваль. Esquire вспоминает вклад противоречивого смотра в новейшую историю кино.
Профессионалы в большинстве своем игнорируют ММКФ, а некоторые даже называют его бессмысленным. Иногда кажется, что и сами отборщики относятся к конкурсу, как к некой не слишком почетной обязанности. Но все же не стоит забывать, что и в новое, постсоветское время, когда Московский Международный столкнулся с мощной конкурентной борьбой за зрителя, фестиваль ухитрился открыть несколько ключевых режиссеров современности. Восстанавливаем справедливость и перечисляем всех поименно.
1Рубен Эстлунд
Первый в списке — язвительный шведский сатирик и нахальный экспериментатор, месяц назад получивший Золотую пальмовую ветвь 70-го Каннского кинофестиваля за гротескную комедию «Квадрат». Мировая премьера дебютного фильма Остлунда «Гитара-монголоид» прошла в 2005-м году в конкурсе ММКФ. Аннотация к фильму отличалась лаконизмом: «Порой в том, что представляется странным, можно разглядеть самые типичные человеческие особенности. 12-летний Эрик ведет фрагментарное повествование о своей жизни». Действительно, как еще написать о фильме, который разрушал все привычные приемы сюжетосложения и радикально использовал грубое цифровое видео?
Однако авторы каталога сумели в одном предложении сформулировать ключ ко всему будущему Остлунду: нарочитая странность, маскирующая рассказы о наших узнаваемых современниках. Из биографической заметки в том каталоге можно узнать и то, о чем не пишет Википедия: «Остлунд вырос на острове, где кино и телевидение находились под запретом, поэтому первый фильм увидел в 19 лет». Жюри, которое возглавлял кинодраматург Валентин Черных (и в которое входили такие священные монстры современного кино, как Ульрих Зайдль и Клер Дени), новаторство Остлунда проигнорировало; главный приз достался не самому выдающемуся проекту «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. А все последующие фильмы Остлунда забирал Каннский фестиваль.
2Асгар Фархади
Иранцу Асгару Фархади с призами ММКФ повезло чуть больше: в 2003-м жюри под председательством Сергея Бодрова-старшего вручило «Серебряного Георгия» актрисе Фарамаз Гарибян, сыгравшей в его дебюте «Танцуя в пыли». Не лишенная комедийных мотивов история «развода с приданным» выделялась в конкурсе того года (на удивление сильном), но золото досталось очень средней и благополучно забытой испанской ленте «Божественный огонь» Мигеля Эрмозо.