Выше потолка
«Без данных и таланта не надо идти в драму», — писал Станиславский. Без данных, таланта и бесконечного потока идей сложно быть хорошим режиссером. А режиссером-постановщиком шоу, где и театр, и цирк, и кабаре на одной сцене, — высший пилотаж, так могут не все. Художественный руководитель «Ленинград Центра» Феликс Михайлов может
Cкажи, каждый новый сезон — это новая планка? Выше, быстрее, сильнее? Или как? В чем ты измеряешь результат — хороший сезон был или не очень?
«Ленинград Центр» открывает девятый сезон — этого уже достаточно, чтобы говорить, что в нем возник некий свой жанр — того самого синтетического театра, который развлекает зрителя своими шоу со смыслом. Хороший был сезон или нет, сложно определять, ведь измерить результат можно или эмоциональным отзывом публики, или материальным. Последние пару лет оба показателя нас радуют. К нам ходят, нас смотрят. К примеру — придуманный нами автотеатр, идущий летом на автодроме «Игора Драйв», вот уже третий сезон собирает аншлаги. И это прям нами созданный формат: аналогов, идущих на постоянной основе, в мире нет. Это без кокетства... Еще мы придумали давать названия каждому сезону. Предыдущий сезон прошел под слоганом «Сезон чудес». И он был чудесный. Выпустили две премьеры, и одна из них — о чуде творчества: «Тело/ Душа. Жизнь как чудо». Перевыпустили два шоу. И продолжаем чудить с каждой следующей программой. (Улыбается.) Мы примеряем свой подход к новым темам или пробуем новое, что бы это ни было — танцевальная лексика, музыкальное звучание или цирковые жанры, которых до этого не было на нашей сцене. Это точно не попытка перещеголять самих себя, а скорее всего — испытание себя для расширения наших возможностей (технических и творческих). Труппа взрослеет, и, следовательно, наши программы становятся глубже и взрослее. И мы поднимаемся всё выше и выше. (Улыбается.)
Если выше, то выше чего? Выше своей головы?
Выше своей головы — можно надорваться. А вот если проломить потолок, то пределов, куда можно подняться, нет. Значит, всё выше и выше потолка, но уже опираясь на опыт проб и ошибок.
Феликс, такой вопрос. Ситуация в индустрии сейчас и ситуация в пандемию — есть разница?
Конечно есть. Насколько она колоссальная, сложно сказать. Но сейчас, после пандемии (и благодаря ей), всё работает внутри индустрии по-другому. В чем минусы: все пытаются реализовать идеи, проекты, отложенные из-за пандемии (то есть мысль в них, их визуальное решение — уже немного устаревшие), — это шаг назад. В индустрии нет нового в глобальном смысле этого слова, есть новые треки исполнителей, есть пространственные решения — но все без прорыва. То есть период пандемии привел вот к чему: в ближайшее время мы будем резюмировать и снова вспоминать созданное за последние 10–15 лет. Такое best of the best! Пока не появятся новые концертные технологии, новые архитектурные решения или абсолютно новые ритмы и мелодии — в принципе, то, что является результатом работы не индивидуума, а коллектива (мы почти три года жили вне этого процесса).
Давай не будем о грустном. Что хорошего?
Из плюсов — освободились рынки, аудитория жадно ищет новых кумиров, есть возможность и потребность формировать новое искусство и культуру бытия! (Смеется.) О как загнул!
Искусство лечит, отвлекает от трудностей, переключает с забот. Ты понимаешь, что главная миссия режиссера шоу (давай коротко определим формат) — это дарить любовь, веру и надежду? Или у тебя другая миссия? Или ты не считаешь свою работу миссией?
Это такой неоднозначный вопрос — можно ли считать свою работу миссией. Но точно знаю: что бы я ни делал, я должен удивить человека, вызвать у него как можно больше эмоций. Особенно положительных. Так, способность удивляться сохраняет в людях доброту и детское восприятие мира, а радость — продлевает жизнь. Мне важно, чтобы люди хотели жить и любили жизнь, любили людей.