Из-за чего судятся акционеры одной из самых популярных франшиз «Мозгобойня»
Компания, развивающая по франшизе сеть паб-квизов «Мозгобойня», существует уже 10 лет. За это время она успела открыть более 275 точек в России и за рубежом, а в 2020 и 2021 годах попадала в рейтинг самых выгодных франшиз по версии Forbes. Теперь бизнес раздирает корпоративный конфликт: трое из шести акционеров «Мозгобойни» обвиняют других троих в тайном выводе товарных знаков и денег из головной компании на Кипре в екатеринбургскую компанию. 13 сентября стороны встретятся в суде. В конфликте разбирался Forbes.
«Наша задача — максимально заполнить присутствием крупные города, а вторая задача — выход на новые языковые рынки, хоть это и непросто», — делился с Forbes оптимистичными планами в 2018 году Семен Черноножкин, тогда — совладелец сети интеллектуально-развлекательных викторин «Мозгобойня». Он вместе с Юлией Родионовой присоединился к основателям компании Екатерине Максимовой и Александру Ханину в 2015 году. К 2020-му «Мозгобойня» охватила 276 городов в 17 странах и попала в рейтинг самых выгодных франшиз по версии Forbes. Несмотря на пандемию и трудности, с которыми столкнулись офлайн-проекты, в 2021-м компания снова вошла в рейтинг. Тогда ее франчайзинговая сеть насчитывала 275 точек.
Оборотной стороной роста был затяжной корпоративный конфликт, узнал Forbes. Он начался еще в 2017 году — после того как в число совладельцев компании вошли екатеринбургские франчайзи Антон Писчиков, Руслан Гилязов, Александр Лежнин и Николай Тисенко. В конце 2018-го из компании вышли Черноножкин с Родионовой, продав доли екатеринбуржцам. В пандемию конфликт перешел в острую фазу. Максимова утверждает, что она и Ханин, живущие в Литве, во многом из-за закрытия границ оказались отрезанными от екатеринбургских партнеров. В конфронтации с последними из-за разных взглядов на развитие бизнеса оказался и Тисенко.
В 2021 году Максимова, Ханин и Тисенко, по собственным словам, узнали, что партнеры вывели товарные знаки и деньги из кипрского юрлица «Мозгобойни», Mozgo LTD, в компанию «Квиз Мозгобойня». Последнее юрлицо в равных долях принадлежит Писчикову, Гилязову и Лежнину. Не получив убедительных объяснений случившемуся, Максимова, Ханин и Тисенко подали на партнеров в суд на Кипре и требуют возместить почти €2 млн убытков. Заседание по этому делу назначено на 13 сентября.
Forbes вспомнил историю «Мозгобойни», пообщался с обеими сторонами конфликта и рассказывает, что происходит с одной из самых крупных российских сетей квизов.
Креативщики из Минска
Екатерина Максимова и Александр Ханин познакомились в 2011 году в Европейском гуманитарном университете в Вильнюсе: Екатерина получала там второе высшее образование дизайнера, а Александр выучился на журналиста и преподавал в этом вузе. Вскоре они стали встречаться. Важной частью их университетской жизни в Литве были паб-квизы — интеллектуальные викторины, которые проводятся в барах и ресторанах. Идею пара привезла в родной Минск и вскоре начала строить на ее основе бизнес. Проект назвали «Мозгобойня». Вопросы и формат игры, подразумевавший семь туров по семь вопросов, Максимова и Ханин придумывали сами. Первую игру они провели в апреле 2012 года в минском кафе Se7en, где собрали 45 друзей и родственников. Участникам и организаторам так понравилась игра, что «Мозгобойню» стали проводить регулярно, и количество ее поклонников стало расти.
Расходы на каждое мероприятие — покупка бланков, ручек, шампанского победителям — составляли на старте суммарно не более $100. С гостей организаторы брали небольшой взнос за участие и таким образом компенсировали затраты, в том числе на поездки из Вильнюса в Минск. С заведениями в первые годы работы им удавалось договариваться по бартерной схеме: бары бесплатно предоставляли площадку, зарабатывая на заказах участников квизов.
Как рассказывает Максимова, поначалу партнеры воспринимали проект не как бизнес, а как увлечение и возможность для отдыха с друзьями. Тем не менее осенью 2014 года «Мозгобойня» уже собирала залы по 300–500 человек и работала с корпоративными заказчиками, утверждает создательница.
В том же 2014 году Максимова и Ханин получили из Витебска, где ранее проводили викторину, первый запрос на франшизу. Они поняли, что интуитивно нащупали потенциально успешную бизнес-модель. «Коммерческая составляющая стала заметна нам тогда, когда стало не хватать времени на нашу основную работу и учебу», — вспоминает Максимова, которая в то время параллельно с учебой занималась декором свадеб. Через несколько месяцев к партнерам пришли новые желающие стать франчайзи — из Белоруссии и России, где первыми городами-партнерами стали Смоленск и Брянск.
На старте основатели не брали с франчайзи паушальный взнос. Впоследствии его стали вычислять в зависимости от численности населения города, локации и платежеспособности в регионе. Сумма взноса варьировалась от €300 до €3000. Ежемесячный роялти состоял из двух частей — фиксированной (€30–150) и процентной (10% от выручки).
Столица квизов
Новый, 2015 год Максимова и Ханин отмечали вместе со своими друзьями из Санкт-Петербурга Семеном Черноножкиным и Юлией Родионовой, которых уговорили запустить франшизу в Северной столице. Черноножкин до этого развивал франшизу детского магазина «Бегемотик», готовился стать бизнес-тренером, и поэтому сомневался насчет еще одного проекта. Сомнения оказались напрасны — квиз быстро приобрел популярность, а Санкт-Петербург стал лидирующим городом сети, которая в 2015-м насчитывала порядка 40 городов, говорит Максимова.
Осенью 2015 года петербургские партнеры предложили основателям объединиться и развивать бизнес на равных условиях. Основателям эта идея понравилась, они верили, что это даст бизнесу очередной толчок в развитии. «Мы классно делали продукт, а питерские ребята, Семен и Юля, были хороши в продажах и финансовом управлении», — рассказывает Максимова. В 2016 году четверо партнеров открыли ООО «Мозгобойня» в Санкт-Петербурге, в которой каждому принадлежало по 25%. До этого Максимова и Ханин работали через белорусское ИП.
Офис компании переехал в Санкт-Петербург и команда расширилась: наняли продажников, службу поддержки, отдел контроля качества — всего около 20 человек. По данным СПАРК, в 2016 году выручка ООО «Мозгобойня» составила 9 млн рублей, а прибыль — 3,2 млн рублей. Выручка формировалась из поступлений собственных филиалов, выплат от франчайзи и доходов от проведения корпоративных мероприятий, перечисляет Максимова.