Настоящие «убийцы Tesla». Как китайцы из BYD захватывают мир
От батареек для Nokia до крупнейшего на планете производителя электромобилей. Удивительная история компании, о которой скоро будут говорить все
Автолюбители со стажем могут помнить эти три буквы — и вряд ли назовут их веселыми. Потому что около десяти лет назад продукция BYD официально продавалась в России и не вызывала ничего, кроме отвращения. Эти машины олицетворяли все самое худшее, что было в китайском автопроме: бессовестное копирование известных моделей, низкое качество сборки, вонь пластика в салоне и неумение ездить.
Однако теперь на дворе 2022 год, а BYD бьет рекорд за рекордом и рапортует о статусе крупнейшего производителя автомобилей в мире, оставляя позади даже «Теслу». Как же так получилось?
Начнем с того, что в этом сенсационном результате есть доля лукавства. Да, за первое полугодие 2022-го мировые продажи BYD превысили 641 тыс. автомобилей, в то время как Tesla смогла реализовать лишь 546 тыс. Но трюк в том, что китайцы учитывают в своих показателях еще и подключаемые гибриды, которых набралось около половины всего тиража! Так что в плане чистой электромобильности Tesla по-прежнему впереди, и с солидным запасом.
Только вот расслабляться подопечным Илона Маска все равно не стоит, ведь рост продаж BYD по сравнению с 2021 годом составил целых 315%. Нехитрая математика подсказывает, что честное превосходство не за горами. И в этом не будет ничего удивительного, учитывая, что компания начинала свой путь как раз с производства аккумуляторов.
В нужное время в нужном месте
Основателя и бессменного руководителя BYD зовут Ван Чуаньфу. Родившись в бедной крестьянской семье, он сумел получить высшее образование по специальности «химик» и несколько лет проработал в Пекинском техническом университете. Однако госслужба показалась предприимчивому Чуаньфу тесной: в 1995 году 29-летний энтузиаст переезжает в Шэньчжэнь, чтобы начать собственное дело.
Шэньчжэнь как раз тогда находился в середине большой трансформации. В 1979 году правительство КНР именно здесь решило устроить «капиталистический эксперимент», организовало особую экономическую зону, и крохотная деревушка с населением всего 30 тыс. человек (да, по китайским меркам это «всего») постепенно превратилась в 15-миллионный мегаполис, который многие называют «китайской кремниевой долиной». Именно здесь базируются инвестиционный гигант Tencent, электронная империя Huawei, главные производители дронов DJI и многие другие.
Ван Чуаньфу занялся тем, что умел лучше всего, — производством аккумуляторов. Но не ждите здесь историю про гениальные ноу-хау: созданная им компания BYD пошла по пути «обратного инжиниринга», а проще говоря — копирования. Ребята разбирали японские батареи Sony и Sanyo, смотрели, как они устроены, кое-что улучшали и выпускали свои версии, которые оказывались доступнее аналогов тоже не по каким-то чудесным причинам, а из-за дешевой рабочей силы: сотни и тысячи бывших крестьян были готовы работать на заводах, образно выражаясь, за миску риса в день.
? Самые дорогие компании мира: китайская BYD обогнала VW, Mercedes и BMW
Бизнес пошел в гору — именно в то время планета переживала бум портативной потребительской электроники. Всего за несколько лет BYD отвоевала солидную долю аккумуляторного рынка: к началу нулевых ее продукция питала мобильники Nokia, ноутбуки Dell, инструмент Black&Decker и даже культовые сверхтонкие «раскладушки» Motorola RAZR. Помните такие? Однако Чуаньфу всегда мыслил глобально — статус крутого производителя батареек для него был лишь первым шагом на большом пути.