Полина и Эюб
Полина Рафеева и Эюб Фараджев — молодые артисты Театра имени Вахтангова. Яркие, талантливые, перспективные. В канун Нового года они сыграли главные роли в премьере. Это знаменитая сказка Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Полина стала Принцессой, а Эюб — ее возлюбленный Медведь, на сцене оба — идеальные романтики! Вместе они играют и в спектакле «Генерал и его семья» по прозе Тимура Кибирова, ставшем событием прошлого театрального сезона.
Полина Рафеева выпустила премьеру, еще будучи студенткой Театрального института имени Щукина, а к концу обучения в ее репертуаре на вахтанговской сцене было уже четыре главных роли. Случай уникальный.
«Генерал и его семья» — роман-эпопея, события происходят в 70-х годах прошлого века. В этой ретроистории ты, Полина, играешь дочь генерала, и у твоей героини так много красок: от безграничного счастья до трагических переживаний, она взрослеет и обретает жизненный опыт на наших глазах. А что помогло тебе самой почувствовать то время, познать его?
П.: Первым делом я обратилась к своим родителям. У меня мама и папа 1970 года рождения, это их детство и самые теплые воспоминания. А еще мы с родителями жили в маленьком городке Краснокаменске в Забайкалье, и за счет того, что он далеко от столицы, там еще остались такие застывшие моменты того времени.
Артефакты.
П.: Да-да. У нас в спектакле место действия тоже маленький поселок — такая атмосфера, что все друг друга знают, — я успела напитаться этим от своего города и от папы с мамой, наслушалась об их детстве, о Советском Союзе, как тогда было и трудно, и счастливо, и тепло.
Эюб, ты играешь возлюбленного героини, который вместе с ней проходит жизненные испытания. Как складывались твои отношения с семидесятыми?
Э.: Перед началом репетиций режиссер Светлана Васильевна Землякова спросила меня: «Что ты можешь сказать про 70-е?», — и я ничего не смог ответить. Я могу рассказать про 40-е, 60-е — я больше об этом знаю по книгам и фильмам, а вот 70-е... дыра. И Землякова говорит: «Я с тобой соглашусь, 70-е — будто прямая линия диаграммы, непонятно что, сплошная тишина».
Неслучайно это называлось «время застоя».
Э.: После нашего разговора я пришел домой и посмотрел фильм «Курьер» Карена Шахназарова. Действие там происходит чуть позже, но мне этот фильм помог. Мне показалось, что вот эта «глухость», эта линия диаграммы будто бы там есть. И этого фильма мне хватило, чтобы примерно понять картинку, а дальше — беседы, чтение книг, статей... Вообще, мне очень хотелось попасть в этот спектакль. Когда Светлана Землякова пригласила меня на кастинг, я еще был студентом. А устроила мне эту встречу актриса Вахтанговского театра Лидия Вележева. Я ее попросил: «Пожалуйста, помогите, чтобы Светлана Васильевна просто меня увидела и узнала обо мне». Так что спасибо Лидии Леонидовне! Я встретился со Светланой Земляковой — правда, ужасно показался, хуже я не показывался никогда. (Улыбается.)
В Вахтанговском театре выпускается много спектаклей, почему ты хотел попасть именно в эту постановку?
Э.: Когда я поступал в ГИТИС, на курс Олега Львовича Кудряшова, то услышал много хороших слов про педагога Землякову. Позже посмотрел спектакль «Сергеев и городок» в Театре Вахтангова, поставленный Земляковой, и мне он очень понравился. Мне казалось, что это, возможно, тот самый учитель и педагог, который мне нужен для становления и понимания, кто я. После провального, как мне казалось, показа, прошло полгода. Я был уверен, что репетиции спектакля уже идут. И вдруг Светлана Васильевна вновь вызывает меня на разговор. К этому моменту я уже был принят в Вахтанговский театр. К счастью, всё сложилось.
Вот ты упомянул фильм «Курьер». Молодой герой, сыгранный Фёдором Дунаевским, похож на персонажа, которого в спектакле играешь ты. Тоже ироничный, достаточно циничный, при этом невероятно обаятельный, очень сердечный. Кстати, в спектакле поражает твоя невероятная пластичность, Эюб. Откуда это умение так двигаться, будто ты зависаешь в воздухе?
Э.: Это благодаря маме и папе, которые всю жизнь хотели, чтобы их сын стал спортсменом. Я занимался профессионально и был кандидатом в мастера спорта по боевому самбо, у меня первый разряд по гимнастике и вообще вся жизнь связана со спортом. А когда я учился в десятом классе, то... Не могу вспомнить название фильма, но я увидел невероятно трогательную сцену, которая во мне отозвалась. Я подумал, что хочу быть на месте этих героев и чтобы мой голос услышали зрители. Мне захотелось что-то такое говорить людям, чтобы они менялись. И единственное место, где это может происходить, — театр или кино.