Balenciaga от Кристобаля до Демны: краткий таймлайн модного дома
21 января 1895 года родился Кристобаль Баленсиага, основатель чуть ли не самого обсуждаемого сейчас модного дома. Трансформация Balenciaga последних лет — предмет споров модных критиков и аудитории. Одни вздыхают по высокой моде Баленсиаги и критикуют одиозные коллекции Демны Гвасалии, другие отмечают важность вирального дизайна в эпоху социальных сетей, скупая юбки из полотенец за $1 тыс. Разбираем основные этапы развития модного бренда.
Кристобаль Баленсиага влюбляет в себя Париж
Выбор профессии перед Кристобалем Баленсиагой не стоял никогда. Смерть отца в 1906 году подтолкнула его к тому, чтобы стать подмастерьем в ателье матери. Там его смелые идеи и утонченный вкус заметила Маркиза де Каса Торрес, благодаря которой Баленсиага получил образование закройщика. После этого по домам испанской аристократии прокатилась слава мастера, способного не только рисовать эскизы, но и умело работать иголкой с ниткой.
Опыт работы с тканями и покровительство дизайнера Мадлен Вионне позволили Кристобалю открыть в 1919 году собственное ателье в Сан-Себастьяне. Вскоре под его именем появился филиал в Мадриде, а среди поклонников числилась королевская семья Испании. Но гражданская война заставила дизайнера 7 июня 1937 года сменить адрес ателье на авеню Георга V в Париже — и с тех пор началась одна из самых ярких глав в истории Balenciaga.
«Учитель нас всех!» — благоговел Кристиан Диор перед талантом испанского дизайнера, в то время как Шанель признавала в нем единственного настоящего кутюрье. Своим успехом Кристобаль обязан скульптурным нарядам из тяжеловесных тканей вроде тафты и парчи, притом что «женщина Baleciaga», напротив, отличалась хрупкостью: она словно пряталась в пальто-коконе с объемной талией или в жаккардовом жакете с рукавом три четверти. Из-за желания дизайнера контролировать каждую деталь в Balenciaga занимались только высокой модой. Исключением стал заказ Air France конца 1960-х на форму стюардесс, но и ее глава дома также отшивал по заветам haute couture, снимая мерки с каждой девушки.
Когда Баленсиага осознал, что массовая мода уже наступает на пятки, то пришел к единственному подходящему ему решению — закрыть бренд. Это случилось в 1968 году — одним днем и без пресс-релизов, после чего его любимица Мона фон Бисмарк констатировала: «Меня больше некому одевать!»