Осваиваем Луну: кто побеждает в многолетней гонке за освоение спутника Земли
В марте 2015 года правительство США и NASA представили новую космическую программу Artemis, главной целью которой стала организация постоянного присутствия на луне. Прошло четыре года, но люди так и не высадились на поверхность спутника и базы там не построили. Что же произошло за это время? И кто станет лидером лунной гонки, ведь на пятки американцам наступает Китай?
До принятия программы Artemis («Артемида») главным приоритетом американской космонавтики был запуск окололунной орбитальной платформы-шлюза. Планировалось, что такая станция станет пересадочным узлом на пути пилотируемых экспедиций к Марсу. Однако новое руководство NASA, назначенное президентом США Дональдом Трампом, переориентировалось на решение иных задач, в том числе высадку на Луну. Поскольку в прошлом веке американцы уже побывали на спутнике Земли, теперь их приоритеты сместились: в качестве новой цели заявлен полет первого небелого человека и первой женщины.
Изначально экспедиция планировалась на 2024 год, для чего NASA запросило у американского правительства 25 млрд долларов – а затем еще 35 млрд сверх своего бюджета, и без того самого большого в мире. При этом никто не скрывал, что реальные задачи Artemis – политические: таким способом Трамп собирался продемонстрировать результаты своего мудрого правления и получить поддержку на перевыборах. Именно поэтому на реализацию программы выделили настолько мало времени. Но за счет чего NASA предполагало реализовать программу Artemis так быстро? Немного упрощая, заметим, что все необходимое для пилотируемого полета на Луну можно разделить на четыре составляющие: ракета-носитель, космический корабль, посадочный модуль и скафандры.
Пункт первый: сверхтяжелая ракета
Ракета-носитель SLS (Space Launch System) – один из осколков программы Constellation («созвездие»), так и не реализованной в начале 2000-х. В рамках этого проекта планировались пилотируемые полеты к Марсу и астероидам, для чего и создавались носители Ares.
Из-за нехватки финансирования при очередной смене политического руководства в 2009 году программу свернули, а задел по разработке Ares превратился в проект SLS. Изначально SLS должна была стать неким компромиссом: новая ракета, но со множеством компонентов из уже существующих носителей, включая двигатели, боковые ускорители и отдельные элементы корпуса, заимствованные у Space Shuttle.
Предполагалось, что такое решение позволит сэкономить средства на проектирование и уменьшить сроки. Однако в итоге все получилось с точностью до наоборот: свой первый – и успешный – полет ракета-носитель совершила только в конце 2022 года вместо запланированного 2019-го. Проблемы со стоимостью у SLS оказались еще серьезнее. Из-за затянувшейся разработки уже к моменту начала программы Artemis цена одного запуска сверхтяжелой ракеты достигала 800 млн долл. Проведенный весной 2022 года аудит показал, что с учетом затрат на создание SLS стоимость одного ее старта превысит 2 млрд. Если же добавить расходы на космический корабль и наземную инфраструктуру, то цифра становится и вовсе фантастической: 4,1 млрд. Тем не менее вопрос с ракетой для Artemis сегодня можно считать решенным. Да, проект SLS сильно отстает от графика, стоит намного дороже и все еще требует доработки до более грузоподъемной версии Block II, но ракета уже есть и летает.