Замкнутый крик
В прокат выходит фильм «Ван Гоги» Сергея Ливнева. Несмотря на хороший актерский состав и исповедальность, в картине, как в зеркале, отразилось все бедственное положение дел с жанром современной российской семейной драмы
Жанр семейной драмы в России по привычке принято называть «конфликтом отцов и детей». У Тургенева, конечно, речь шла о конфликте ценностей, а в большинстве российских драм происходящее можно назвать застарелой семейной склокой, где ценности не играют никакой роли. Вот свежие примеры: «Два билета домой» Дмитрия Месхиева (Сергей Гармаш в роли отца, который после 15 лет вынужденной разлуки встречает дочь). Фильм «Кислота» Александра Горчилина — о том, что родители не уделяют должного внимания детям. Особняком тут «Временные трудности» Михаила Расходникова — советский ударник труда, у которого рождается ребенок с ДЦП, пытается на свой манер исцелить ребенка; этот фильм внушает уже в прямом смысле опасные идеи — что тяжелую болезнь можно вылечить с помощью насилия. Сюжет свежего «Дорогого папы» почти повторяет коллизию «Ван Гогов» — отец-миллионер, который не уделял внимания дочери, теперь вынужден завоевывать ее любовь. За всеми этими нехитрыми сюжетами торчат уши профильного министерства, которое отвечает за кино. Наверняка пару лет назад там в какой-нибудь графе значилось: «фильмы про важность семейных отношений, ценность семьи и брака» — и вот результат.
Фильм «Ван Гоги» своеобразно замыкает эту линейку семейных драм. Обстоятельства создания картины, казалось бы, должны оградить фильм от привычных штампов: во-первых, режиссер Сергей Ливнев — человек практически культовый: автор сценария «Ассы» и «Страны глухих». Во-вторых, фильм хотя и с российскими актерами, но снимался в Латвии и Израиле; да и по сценарию герои живут не в России. Тем более удивительно, что все штампы российского кино проникли сюда сами собой — воздушно-капельным путем. И фильм в этом смысле является лабораторно-чистым примером того, как устроен мир российской семейной драмы.
Один герой «Ван Гогов» — 79-летний дирижер с мировым именем, другой, его сын,— 52-летний художник. Отношения между ними пульсируют от любви до ненависти, и только приближающаяся старость и болезнь одного из них помогают понять и простить друг друга… Российская драма, хотя и не всегда, предпочитает иметь дело с «известными» людьми или успешными. Синопсис каждого второго фильма выглядит так: Аркадий — успешный продюсер, весь мир у его ног… Николай — успешный бизнесмен, у него есть все, что пожелаешь и даже больше… Ирина — успешная певица, у нее все есть, но не хватает любви… Ты мысленно представляешь себе сценариста, который пишет все это. Почему-то считается, что успешность героя помогают подчеркнуть его индивидуальность;