Выборы на разрыв
Новый политический год в Америке начинается с продолжения скандала предыдущего — с процесса импичмента Дональда Трампа. В декабре палата представителей конгресса, находящаяся под контролем демократов, предъявила ему обвинения в нарушении закона, которые теперь должен рассмотреть сенат. Ожидается, что верхняя палата, где большинство составляют республиканцы, его оправдает, и тогда он станет первым в истории президентом США, который будет баллотироваться на второй срок, пережив процедуру импичмента. На выборах 3 ноября Трамп вполне может одержать победу, чтобы остаться в Белом доме еще на четыре года.
Бывшая первая леди штата Айова Кристи Вилсак теперь тратит на поход в продовольственный магазин лишние 15 минут. Соседи и знакомые хватают за рукав жену экс-губернатора (хорошо, если это происходит не в отделе замороженных продуктов) и торопятся сообщить ей, за кого из претендентов-демократов они хотели бы голосовать на выборах. Некоторые докладывают: «Вот моя первая тройка» (по состоянию на сегодня, на завтра порядок может быть уже другим). Местные жители признаются, что пока «сидят на заборе», то есть занимают выжидательную позицию. «Они сделают окончательный выбор, только когда придут на собрания партийных активистов», — рассказывает Вилсак о своих земляках, которые известны способностью тянуть до последнего. Времени на размышление у них осталось совсем мало — партсобрания, на которых начнется отбор делегатов на национальные съезды, состоятся в Айове 3 февраля. Вместе с ней сезон праймериз в феврале откроют Нью-Гэмпшир, Невада и Южная Каролина. Далее, как говорится, со всеми остановками…
Марафон первичных выборов, который пройдет по всем 50 штатам и территориям США, завершится летом, когда обе партии проведут съезды, где назовут своих официальных кандидатов на президентский пост. У республиканцев он уже практически известен — это Дональд Трамп, у которого нет реальных конкурентов среди однопартийцев. Бывший конгрессмен из Иллинойса Джо Уолш, а также эксгубернаторы Массачусетса и Северной Каролины Билл Уэлд и Марк Сэнфорд, выставившие свои кандидатуры, никаких шансов на успех не имеют. Их популярность среди избирателей-республиканцев находится на уровне 2–3 процентов, в то время как у Трампа она зашкаливает за 85.
А вот что касается демократов, то в их лагере, по выражению журнала Time, пока «ничего не ясно, кроме полной неясности».
Без явного фаворита
Кристи Вилсак и ее муж Том, успевший поработать не только губернатором Айовы, но и министром сельского хозяйства в администрации Барака Обамы, ведут в своем штате агитацию в поддержку бывшего вице-президента Джозефа Байдена. В последнее время он слегка растерял преимущество над другими претендентами, но все равно остается лидером гонки среди демократов. Некоторые участники уже сошли с дистанции, и сейчас борьбу продолжают 15 человек.
Согласно опросам, в общенациональном масштабе Байден опережает ближайших преследователей — сенаторов Берни Сандерса и Элизабет Уоррен — на 10– 13 процентных пунктов, а мэра городка Саут-Бенд (штат Индиана) Пита Буттеджича, идущего четвертым, — на 20 пунктов. Другие претенденты — сенаторы Кори Букер и Эми Клобушар, конгрессвумен Талси Габбард, бизнесмен Эндрю Янг и все остальные — безнадежно отстали и исполняют на предвыборной сцене едва ли не роль статистов.
В то же время в Айове, которая задает тон сезону праймериз, на первом месте идет Буттеджич, именуемый всеми просто «мэр Пит», а Байден расположился только на третьей позиции вслед за Сандерсом. «Не уверен, что у нас есть фаворит,— считает 53‑летний учитель рисования Дэйна Кунзе, возглавляющий парторганизацию демократов в городке Грисуолд.— Джо Байден лидирует в масштабах всей страны, но Айова — это Айова».
Отставание Байдена в этом штате совсем незначительное, и может показаться, что для него это не трагедия и даже не беда, а лишь тревожный звонок. Его рейтинг в Пенсильвании, Мичигане, Висконсине, Северной Каролине, других ключевых штатах, которые в Америке принято называть «полями сражений», достаточно высок. Однако бывший вицепрезидент позиционирует себя как единственного, кому по силам победить Трампа, и любые сомнения на этот счет трактуются не в его пользу.
К тому же у Байдена осенью возникли проблемы с деньгами, которые решают хоть и не все, но очень многое. В третьем квартале минувшего года он собрал лишь 15,7 млн долларов, а израсходовал на свою предвыборную кампанию на 2 млн больше. В результате к концу сентября у него на счету оставалось всего 9 млн — в три-четыре раза меньше, чем у его главных соперников.
В октябре-декабре Байден поправил свое финансовое положение, получив 22,7 млн долларов. Однако он все равно значительно отстает от Сандерса — безоговорочного лидера по сбору средств в предвыборные фонды, который за прошлый год аккумулировал на своем счету 95 млн. Большая часть этих денег поступила в виде небольших взносов почти от 5 млн его сторонников по всей стране. Такую разветвленную донорскую сеть Сандерс создал еще в 2016 году, когда вел борьбу с Хиллари Клинтон за право стать кандидатом Демократической партии.