Дали вблизи
Масштабная выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» открывается в столичном «Манеже» 28 января.
Это не первая серьезная персональная выставка знаменитого испанского художника XX века в России. В 2011-м в ГМИИ им. А.С. Пушкина показали 25 картин и 90 листов графики из музея-театра Дали в Фигерасе, в 2017-м 150 работ были выставлены в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Нынешняя выставка превосходит предыдущие масштабом (180 произведений), хронологическим охватом (работы 1920–1980-х годов), разнообразием жанров (живопись, иллюстрации, офорты, сценография, даже мультфильм и огромный фотоархив) и значительностью конкретных произведений: среди прочего, в Москву привезут картины «Невидимый человек» (1929– 1932), «Архитектонический „Анжелюс“ Милле» (1933), «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941), «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» (1945) и другие*.
Монсе Агер, куратор выставки, директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали», рассказывает «Огоньку»:
— У нынешней выставки много поворотов, и мы надеемся, что зрители посетят ее не один раз. Мы покажем Дали во всех возможных амплуа: и как театрального художника, и как автора рекламных образов (он создал логотип ChupaChups, делал календари Pirelli). Он работал для модных домов — сохранились его рисунки для Chanel и Dior. Мы покажем Дали — виртуозного рисовальщика (он называл рисунок «пробой искусства»). Мы привезем его иллюстрации к учебнику живописи «50 секретов магического мастерства». Он считал себя неважным художником на фоне Рафаэля, но абсолютным гением в сравнении с другими мастерами XX века. Его миссия состояла в том, чтобы научить следующие поколения ремеслу. «Я рожден, чтобы спасти современную живопись от хаоса и лени».
Сюр, Гала и память
Большие выставки дают шанс переосмыслить творчество художника. Хотя отношение к Дали менялось так много раз, что впору не переосмыслять, а просто выбрать подходящий ракурс: скользить глазами по биографии и мысленно ставить like или dislike.
Не приходится сомневаться в его природной одаренности и большом трудолюбии. Дали родился в 1904 году в провинциальном Фигерасе в семье преуспевающего нотариуса. В 6 лет определился с будущей профессией, в 17 лет поступил в Академию художеств в Мадриде, где его ближайшими друзьями стали Федерико Гарсиа Лорка (с которым, возможно, у Дали был роман) и кинорежиссер Луис Бунюэль. В 22 года Дали приезжает в Париж: знакомится с Пикассо, попадает в круг сюрреалиста Андре Бретона. Идеи сюрреализма (читай — фрейдизма) о том, что человеком управляет подсознание, сильно замешанное на сексуальном влечении, и задача художника — материализовать эту таинственную энергию, легли Дали на душу. В 25 лет он проводит первую персональную выставку в парижской Galerie Goemans — она имеет коммерческий успех. В том же 1929 году в соавторстве с Бунюэлем создает фильм «Андалузский пес» — манифест авангарда, не утративший мощи по сей день. И в том же судьбоносном году он знакомится с будущей женой Галой (Еленой Дьяконовой в девичестве, на момент их встречи — супругой поэта Поля Элюара) и приобретает в ее лице музу, менеджера-помощника и спутника на всю жизнь.
Монсе Агер говорит: «Связь Дали с Россией очевидна: его жена была русской. Известно, что он просил Галу читать по-русски, в то время как сам занимался живописью. Особый шелестящий голос, произносивший непонятные русские слова, вдохновлял его».