«Всё было против меня»
На 70-м Международном Берлинском кинофестивале актриса Хелен Миррен получила «Золотого медведя» за заслуги в искусстве. О том, каким трудным и противоречивым был путь к успеху, актриса рассказала в беседе с обозревателем «Огонька».
Хелен Миррен — слишком хорошая актриса, чтобы повторяться. Кажется, она способна сыграть буквально все — от скрытой вульгарности до изысканного благородства королевских кровей. До нее в кинематографе женщина, стремящаяся к власти, традиционно считалась отрицательным персонажем. Миррен умеет показать на экране ранимость, сложность героини, но также и право бороться за победу. По сути, актриса создала в кино новый эталон женственности: не отступающая перед препятствиями героиня, которая в ответе за свою собственную судьбу.
— В вашем наградном списке, кажется, есть все: «Оскар», «Золотой глобус», венецианский «Золотой лев», «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, многократные призы и номинации Британской киноакадемии. Вам пожаловали благородный титул «Дамы Британской империи». Ну вот разве что наград с Берлинского кинофестиваля еще не было…
— Эта награда — невероятная честь, особенно потому, что «берлинский медведь» не из разряда гламурных призов. И еще потому, что саму себя я никогда не считала дивой, кинозвездой, но всего лишь — актрисой. А это большая разница. Берлинский кинофестиваль — это не только кино, но и, так сказать, целый мир. Поэтому, я знаю, кинематографисты всегда нервничают, когда сюда приезжают. Они, возможно, боятся сесть в лужу!.. На просмотры тут ходит образованная публика, которая понимает язык кинематографии и не боится поделиться своими эмоциями. Делается это здесь довольно прямолинейно, иногда не слишком дипломатично. Но в этом тоже имеются свои преимущества. Если критика конструктивна, она дает возможность актеру понять свои упущения и развиваться дальше. Так было, когда я впервые приехала на Берлинский кинофестиваль с ремейком Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2010». Наша картина не понравилась, публика моментально дала нам это понять. Это стало хорошим уроком.
— Вы всегда играли сложные характеры, сильных женщин, с собственными мнением и взглядами на жизнь… Потому что это, как говорят,— ваше?..
— Знаете, все проще. Просто мне самой часто приходилось бороться за возможность сыграть этих героинь. Когда началась моя карьера в кино, все было против меня: возраст, цвет волос, положение женщин в индустрии… Одной из моих первых заметных ролей стала Виктория из фильма «Долгая Страстная пятница» (1980). Сценарий написал Барри Киффи, и он был прекрасен во всем, за исключением женской роли. В то время кино определяло женщину как красивую вещь, сидящую в углу, с которой иногда занимались сексом. Я не видела себя в качестве такой роскошной игрушки. Поэтому я назначила встречу с режиссером Джоном Маккензи и изложила ему свои взгляды. Мне хотелось, чтобы моя Виктория была не из рабочей среды, а из высшего общества, культурная и образованная, которая в состоянии составить компанию мужчине, прийти ему на помощь, а может, даже его заменить. Помню, Маккензи меня выслушал, терпеливо кивая головой. Но, когда в первый день съемок я явилась на съемочную площадку, сценарий остался без изменений. Никто не потрудился изменить в нем даже строчку. С того момента я приходила утром на съемку, принося с собой листы сценария с переписанными мною сценами. Я в буквальном смысле действовала всем на нервы, пока не добивалась желаемого результата. Мне повезло, что Маккензи оказался терпеливым человеком и не выгнал меня в первый же день со съемок. Он также оказался достаточно умен, чтобы принять мои идеи. Позже он скажет, что благодаря моей настойчивости жанр британских гангстерских фильмов пережил значительные изменения.
— Благодаря вашей настойчивости изменились не только фильмы про гангстеров, но также и детективы: вспомним Джейн Теннисон из британского сериала «Главный подозреваемый»… (1991–2006, Хелен Миррен играет офицера столичной полиции. — «О»).
— Женщина в качестве офицера полиции в 1970-е годы в Англии была действительно очень редким случаем. И конечно, моей героине пришлось столкнуться со всеми примерами стереотипного отношения к женщинам на службе. За свою смелость Джейн пришлось не раз расплачиваться. Она жертвует здоровьем и личной жизнью. Здоровьем приходилось жертвовать, однако, не только моим героиням. До начала работы над «Главным подозреваемым» я снималась в картине «Где боятся ступить ангелы». Буквально еще утром мне приходилось стоять перед кинокамерой в Италии, а на следующее утро уже в Манчестере — для «Главного подозреваемого». У меня едва хватало времени вжиться в одну роль, как на смену ей приходили другие. Роли развивались инстинктивно, я никогда не понимала, откуда у меня берутся время, силы и решимость. Часто совсем не хватало времени готовиться к ролям заранее. Единственной подготовкой перед съемками в Манчестере стал разговор на ходу со сценаристом Линдой Ла Планте. Линда мне тогда сказала: «Хелен, запомни, для этой