Вся президентская прыть
20 января исполнился ровно год с момента инаугурации Дональда Трампа и его появления в Белом доме. Первая четверть этой президентской каденции стала едва ли не самой скандальной за многие десятилетия
Открытая война с прессой, постоянные конфликты с иностранными лидерами, отсутствие связи с собственной Республиканской партией и глубокие разногласия в самой президентской команде с первых дней сопровождают работу нынешней американской администрации.
Избранный большинством американских граждан, но полностью отвергнутый вашингтонским политическим истеблишментом, нью-йоркский торговец недвижимостью по-прежнему пользуется поддержкой консервативной глубинки, отказавшейся принять новые либеральные ценности больших городов.
Однако ряды его сторонников, похоже, редеют. Согласно опросам, начиная с июня количество избирателей, одобряющих деятельность Трампа на посту главы государства, не превышало 39 процентов. По подсчетам социологической службы Гэллапа, 56 процентов респондентов считают, что он плохо справляется со своими президентскими обязанностями. А враждебные Трампу СМИ в один голос задаются вопросом: способен ли он вообще с ними справляться?
Неприятный бестселлер
Книга американского журналиста Майкла Вулффа «Огонь и ярость: в кулуарах Белого дома Трампа» стала для 45-го президента США более чем неприятным новогодним сюрпризом. Появившаяся в продаже в начале января, она сразу заняла первую строчку в списке бестселлеров и вызвала многочисленные комментарии на телеканалах и в социальных сетях. Попытки юристов Белого дома остановить публикацию и угрозы подать в суд на автора, как всегда в таких случаях, только подогрели интерес к скандальной новинке.
Вулфф утверждает, что опросил около 200 человек из «ближнего и не очень ближнего окружения» Трампа, включая бывшего президентского советника Стива Бэннона, который поначалу считался главным идеологом Белого дома, а затем впал в немилость и был уволен с госслужбы. Тот, правда, открестился от книги, заявив, что его слова были вырваны из контекста, но это уже мало кого интересовало. «Огонь и ярость» вообще основана на неподтвержденных слухах, которые почти не поддаются проверке, но с ее общим выводом, похоже, все в целом согласны. «Мой рассказ об этом президенте, кажется, говорит о том, что он не в состоянии выполнять свою работу» — так сформулировал сам Вулфф этот вывод в интервью британской Би-би-си.
Не претендующая на глубокий политический анализ и рассчитанная, что называется, на самого широкого читателя, 330-страничная книга рисует американского лидера как неуравновешенного человека с весьма сомнительными вкусами и, мягко говоря, странными привычками. «Речь идет о его психологической устойчивости. Это главное в книге»,— считает ветеран американской журналистики, бывший корреспондент газеты «Вашингтон пост» Карл Бернстин, раскопавший вместе с Бобом Вудвордом Уотергейтский скандал, который привел к отставке Ричарда Никсона.
Как выяснил Вулфф, Трамп не выдерживает длительных брифингов, не может подолгу изучать серьезные аналитические материалы, но зато самостоятельно пишет свои бесконечные «твиты». Он с женой спит в разных спальнях и любит в 6:30 вечера забраться в постель с чизбургером в руках и поболтать с кем-нибудь по телефону, глядя одновременно на три телеэкрана. «Все говорят, что он ведет себя как ребенок, который постоянно хочет, чтобы его хвалили»,— рассказал автор в интервью Си-эн-эн.
Реакция телеканала и, пожалуй, всех остальных американских СМИ свелась к следующему: «Мы и так об этом знали, а если о чем-то не знали, то догадывались». Трамп, естественно, назвал «Огонь и ярость» полным враньем, но Белому дому теперь приходится думать, каким образом избежать еще большего политического ущерба от этой публикации, которой он сам сделал такую рекламу. Тем временем нью-йоркское издательство «Генри Холт» подсчитывает прибыль, собираясь увеличить тираж книги до миллиона экземпляров. Продажи ее аудио- и электронных копий уже в первые дни исчислялись сотнями тысяч.
Против всех
На протяжении всего года главные американские, да и европейские, СМИ обливали Трампа грязью как только могли, тем более что поводов для этого было предостаточно. Писали о его некомпетентности, тщеславии, безнравственности. Журналистская художественная палитра изобиловала всеми красками, в ход шли любые приемы — от саркастических выпадов до приступов публицистического гнева. Трамп платил прессе той же монетой, обвиняя ее в распространении «фальшивых новостей» и поддержке «охоты на ведьм». Самые ненавистные ему телекомпании, в том числе Си-эн-эн, а также крупнейшая американская газета «Нью-Йорк таймс», были причислены им к «врагам народа».