Воронеж в главной роли

В Воронеже завершился VIII Платоновский фестиваль искусств

ОгонёкКультура

Воронеж в главной роли

В Воронеже завершился VIII Платоновский фестиваль искусств. «Огонек» присмотрелся к тому, чем на протяжении двух недель жил город, где свое отношение к театру, музыке, литературе и танцу сумел выразить каждый — от мировых звезд до гостеприимных хозяев

Текст Анна Сабова, Воронеж — Москва 
Фото Олег Харсеев

В меловом карьере под Воронежем звучит вся «Музыка мира» — и это далеко не единственная визитная карточка фестиваля

В малом зале Воронежского ТЮЗа не протолкнуться. Места уже заняты, актеры мнутся за кулисами, но организаторы не дают отмашку — ждут, пока опоздавшие займут последние свободные ступеньки в проходе между рядами. Зрителей это, кажется, вполне устраивает: они жадно выпытывают друг у друга фестивальные новости и делятся впечатлениями от увиденного.

— И как вчера оперу пели? — на галерке живо обсуждают концерт оперных солистов из России и Греции.

— А вы смотрели «Макбет» Бутусова? Ну что, совсем психоделик? Все пять часов? — спрашивают поближе к сцене.

— Балаган и по ушам бьет, но уровень видно. Чувствуется, что не уездный театрик… Правда, из классики там разве что занавес…

«Креольская королева» Морган Джи запросто вплетает в рок шаманские напевы

В зале вовсю готовятся к знакомству с платоновской частью программы. В партере мама спешно проглядывает содержание пьесы, чтобы быть готовой ответить на вопросы дочки рядом. Подросток осторожно заглядывает в ее смартфон через плечо, чтобы узнать, чем кончится дело. Труппу ждут все нетерпеливее, хотя ни одного громкого имени в ней пока нет. Последнее не помеха: к часовой постановке «Корова», подготовленной студентами Российского государственного института сценических искусств по рассказу Андрея Платонова, едва ли не столько же внимания, как и к хедлайнерам Платоновского фестиваля. Ведь для Воронежа и региона этот форум не просто культурное событие года. За восемь лет, что он приходит сюда каждое лето, фестиваль изменил местную публику, сделав ее одновременно открытой и искушенной: шутка ли, из культурных столиц самых разных стран мира в родную глубинку везут самое лучшее, от лауреата конкурса им. Чайковского пианиста Люка Дебарга до вахтанговского «Царя Эдипа» в постановке Римаса Туминаса совместно с Национальным театром Греции. Стоит ли удивляться, что Воронеж учится и сам удивлять в ответ?

— Публика уже видела хорошее, теперь ей хочется лучшего, в провинциальные стандарты восприятия возвращаться она больше не хочет,— подчеркивает в разговоре с «Огоньком» художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков.— Здесь все должно говорить о том, что искусство — это живое и оно касается каждого. А для этого нужно привозить на фестиваль вещи не музейные и псевдозначительные, не напыщенные и не пустую псевдосовременность, а то, в чем есть живая сердцевина. Ну а форма в Воронеже уже никого не смущает — это может быть и традиционный театр, и межжанровый эксперимент.

Традиции и электропоп — визитная карточка ирландского дуэта Saint Sister

В диалоге с искусством

— Следите за шагами!.. Нет, ребята, так не пойдет — если не смотреть за действием и движениями, у нас пол труппы зависнет под потолком,— сквозь зубы отчитывает партнеров на сцене из темноты мой со-сед. Да, забыла сказать: ругается он по-французски.

Пульту техника современного балета «Фреска. Картина на стене» нашлось место только в зрительном зале Театра оперы и балета, поэтому руководить освещением и акробатическими трюками танцовщиков приходится прямо из-за спин зрителей партера. Странное дело: отрывистые команды не мешают, как и то, что на сцене топают, качаются на канатах, громко дышат и задыхаются. Действие завораживает, и есть отчего.

В балете по мотивам древней китайской сказки каждое движение как иероглиф — выверено до последней линии и точно прочерчено в черно-белом пространстве сцены. Хореография Анжелена Прельжокажа заставляет так выразительно звучать главный инструмент танцора — его тело, что восточный колорит, боевые искусства и абстрактный язык нового французского танца до предела обнажают пронзительную историю о любви путника к девушке с фрески, которую он случайно увидел на стене грота, будучи застигнутым бурей.

— Анжелен часто говорит нам, что танец — это пустая ракушка, которую танцовщик должен заполнить своей личной историей,— объясняет потом «Огоньку» Клара Фрешель, исполнительница главной женской роли.— Только важно при этом, чтобы мы говорили на одном языке жестов. Например, у меня нет опыта работы в Большом, как у двух наших русских танцовщиц, я больше занималась современной хореографией, а с 2013 года уже в составе компании Прельжокажа выступала на улицах, в школах, больницах. Но я не чувствую какого-то разрыва между нами, главное — единство хореографии.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Бизнес существует чтобы менять жизнь людей» «Бизнес существует чтобы менять жизнь людей»

В России набирает обороты социальное предпринимательство

Огонёк, июль'19
Индия: Джанмаштами Индия: Джанмаштами

Представить себя богом хотя бы на один день может каждый человек

Вокруг света, июль'19

Весь мир следит за судьбой енота, который решил вскарабкаться на небоскреб

National Geographic, июнь'18
Тонем в пластике Тонем в пластике

Ежегодно около 8 миллионов тонн разных пластмасс оказывается в океане

National Geographic, июнь'18
На бал или на Бали: что значит быть свободным На бал или на Бали: что значит быть свободным

Иногда вместо свободы мы обретаем новые рамки

Psychologies, июнь'18
Hyundai H-1: передаем за проезд Hyundai H-1: передаем за проезд

Недорогой и добротный южнокорейский микроавтобус у нас чрезвычайно популярен

АвтоМир, июнь'18
Миру вирус! Миру вирус!

Статья, после которой начнешь уважать вирусы: ты состоишь из них наполовину

Maxim, июль'18
Pillars of Eternity 2: Deadfire Pillars of Eternity 2: Deadfire

Pillars of Eternity 2: Deadfire. Острова невезения

Игромания, июль'18
Уйти в минус Уйти в минус

Са­мые пе­ре­до­вые и дейст­вен­ные ме­то­ди­ки для кор­рек­ции си­лу­э­та

Glamour, июль'18
Дубай: новый поворот Дубай: новый поворот

Как встряхнуться в Дубае перед посадкой на новый самолет

National Geographic, июнь'18
Алексей Чумаков и Юлия Ковальчук: «Мы пережили кризис в отношениях» Алексей Чумаков и Юлия Ковальчук: «Мы пережили кризис в отношениях»

Пара рассказала «СтарХиту» о дочке, слабостях и совместной работе

StarHit, июнь'18
Маша Командная: «Выход сборной из группы – это будет национальный праздник» Маша Командная: «Выход сборной из группы – это будет национальный праздник»

О сборной России по футболу, предстоящем чемпионате мира и стереотипах

GQ, июнь'18
Станьте моим мужем Станьте моим мужем

Лето – маленькая жизнь, и прожить ее нужно так, чтобы зимой было что вспомнить

Лиза, июнь'18
Исполинские ящерицы пугают врагов синим языком Исполинские ящерицы пугают врагов синим языком

Полуметровые рептилии с языком очень странной окраски

National Geographic, июнь'18
Подготовка к летнему СИЗО Подготовка к летнему СИЗО

Как вести себя при задержании, во время допроса, в изоляторе и на суде

Maxim, июль'18
55 летних советов доктора Комаровского 55 летних советов доктора Комаровского

Все что нужно знать о здоровье детей

Домашний Очаг, июль'18
Рожденная в пене Рожденная в пене

Дочка Джонни Деппа и Ванессы Паради Лили-Роуз Депп взяла от них все лучшее

Vogue, июль'18
Вспомнить всех Вспомнить всех

Как растиражированный образ неизвестного солдата вернулся домой

Огонёк, июнь'18
Вверх ногами Вверх ногами

Как выполнить перевёрнутые асаны - нестрашные, стабильные и приятные

Yoga Journal, июль'18
«Человек-муравей и Оса», «Небоскреб» и другие главные фильмы июля «Человек-муравей и Оса», «Небоскреб» и другие главные фильмы июля

Прочитай наши рецензии и реши, бежать ли тебе в кинотеатр

Maxim, июнь'18
«Все наши камеры остались в воде»: каково это – снимать кино в открытом океане «Все наши камеры остались в воде»: каково это – снимать кино в открытом океане

Как снимать кино в открытом океане и почему иногда это необходимо

Men’s Health, июнь'18
Как зарабатывают мужчины в деревнях: найти клад и не погибнуть Как зарабатывают мужчины в деревнях: найти клад и не погибнуть

Как мужчины в деревнях подрабатывают, разыскивая в лесах старинные предметы

Men’s Health, июнь'18
Розовые розы Розовые розы

Дом в Ричмонде в розовом цвете

AD, июль'18
Чем заняться в эти жаркие выходные в Москве Чем заняться в эти жаркие выходные в Москве

Вспомнить Высоцкого, послушать оперу и сходить на самый модный фильм лета

Vogue, июнь'18
Искусство в биткойнах Искусство в биткойнах

Блокчейн-технологии в арт-инвестировании

Robb Report, июль'18
Положение вне игры Положение вне игры

Что заставляет становиться частью силы, известной как «футбольные фанаты»?

Psychologies, июль'18
Константин Воробьёв Константин Воробьёв

Константин Воробьёв как зеркало русской военной прозы

Дилетант, июль'18
Как правильно хранить пуховик, костюм, свитер и носки Как правильно хранить пуховик, костюм, свитер и носки

Еще не поздно вытащить твои шмотки из-под холодильника и сложить так, как надо

Maxim, июнь'18
«Хан Соло: Звёздные Войны. Истории» «Хан Соло: Звёздные Войны. Истории»

Хан Соло: Звёздные Войны. Истории. Он не использует Силу

Игромания, июль'18
Бабченко, Зидан, Монсон и еще два парня, которых мы запомнили на этой неделе Бабченко, Зидан, Монсон и еще два парня, которых мы запомнили на этой неделе

В нашем запоминающемся списке нашлось место и клоунам, и настоящим героям

Men’s Health, июнь'18