Виртуальное общее
«Огонек» узнал о том, какие удивительные занятия россияне находят для себя в интернете. И попытался понять, зачем обо всем этом пишут научные статьи
В зале некрасовской библиотеки собрались три десятка молодых социологов, антропологов, культурологов, чтобы поделиться результатами своих изысканий. Сфера их научных интересов — интернет, или на западный манер Internet studies. Они представляют ведущие российские институции, в частности НИУ ВШЭ, Шанинку, МГУ, Европейский университет в Санкт-Петербурге, а еще университеты Манчестера, Бамберга, Тарту. Статус у мероприятия академический — конференция. С уст собравшихся слетают цитаты французских интеллектуалов: Бурдье, Латура, де Серто…
Организатор слета — Клуб любителей интернета и общества — неформальное объединение исследователей Сети, популяризирующее с 2015-го научный подход к интернету. С этой целью члены клуба проводят лектории, семинары, чтения и даже отправляются в экспедиции — изучать региональные «интернеты».
От общего к местному
Хотя русскоязычный интернет объединяет общее название — рунет, пространство это весьма фрагментировано, в том числе территориально. Исследователи фиксируют существование, например, татнета, башнета, тюнета — обособленного сетевого пространства в Татарстане, Башкирии, Тюмени соответственно.
Проводя полевые исследования в городах (реже — в селах), «любители» изучают историю развития интернета на отдельно взятой территории. Как? Берут интервью у местных провайдеров, веб-дизайнеров, модераторов популярных форумов, ответственных за цифровизацию чиновников, блогеров и онлайн-активистов. Из полевых наблюдений выясняется, например, что распространение интернета в городе связано… с его застройкой. Если она квартальная, то первоначально, в 1990-е, провайдер-монополист появлялся в каждом квартале, после чего разворачивалась борьба за расширение зоны влияния, порой ожесточенная.
«Проводниками» же интернета в поселения часто становятся краеведы. Они ведут себя как онлайн-активисты — стремятся сформировать вокруг своего увлечения сообщество из местных жителей, использовать краудфандинг для своих проектов. К слову, деньги на «малые дела» часто дают не свои, а энтузиасты из больших городов, которые узнают о сборе средств часто случайно, по «сарафанному радио».