Ухоженный озон
Юбилей открытия озоновой дыры совпал с хорошей новостью: она уменьшается. Ученые признают — это самый успешный пример борьбы с глобальной экологической бедой
У озоновой дыры (так вот уже два десятка лет называют падение концентрации этого газа в озоновом слое Земли) сразу несколько дней рождения и все уникальные. Ну, например, статья, где три ученых Британской антарктической экспедиции (BAS) объявили об обнаружении дыры над Антарктидой, вышла в авторитетном журнале Nature в мае 1985 года — и стала шоком для научного мира. В происходящем обвинили деятельность человека, в частности, использование фреонов (группы углеводородов, применяемых в холодильниках или, допустим, аэрозолях). Парадокс в том, что отрицательное влияние фреонов на озоновый слой заметили еще раньше, в 1970-х, а пионерам этих исследований — Паулю Крутцену, Марио Молине и Френку Руленду — даже вручили Нобелевскую премию. Но и этот день рождения кажется не слишком значительным, если вспомнить еще один — годовщину подписания Монреальского протокола в сентябре 1987 года. Этот протокол, где были обозначены меры по борьбе с разрушением озонового слоя, сегодня называют едва ли не самым успешным совместным проектом человечества в истории!
Но за всеми этими громкими датами рискует пройти незамеченным настоящий юбилей озоновой дыры — момент, когда ученые впервые заметили ее. А это, между прочим, тоже доподлинно известно и случилось аккурат 35 лет назад, в 1983 году! Как все великие открытия, оно произошло едва ли не случайно: геофизик Джозеф Фарман (один из авторов нашумевшей статьи в Nature) мониторил состояние атмосферы с помощью старенького спектрофотометра Добсона и зафиксировал дыру невероятных размеров над Антарктидой, причем обнародовал это раньше НАСА, в чьем распоряжении были новейшие спутники. Сенсации, впрочем, могло и не случиться: говорят, Добсон поначалу не поверил в полученные данные и решил, что это барахлит прибор, пришлось даже заказать новый. Каково же было удивление ученого, когда происходящее подтвердилось…
Открытие быстро напугало все человечество: разрушение озонового слоя связали с раком кожи (ведь получается, что ультрафиолетовое излучение может проникать на Землю беспрепятственно!), журналисты писали про слепых овец и даже слепого лосося в Южной Америке (куда дотягивалась дыра), а само излучение окрестили «СПИДом с небес». Как тут не запаниковать?
Одним из следствий этой паники стала борьба с фреонами и, в частности, отказ от их использования в той или иной продукции. Сколько копий был сломано! О них напоминает Джеффри Мастерс, директор по метеорологии крупного интернет-сервиса погоды. К примеру, производители фреонов утверждали, что истощение озонового слоя — это «научно-фантастическая сказка», и вспоминали Цыпленка Цыпу — персонажа англоязычной басни, который стал символом истерической веры в неминуемую катастрофу. В свою очередь, Ассоциация европейских химических компаний предупреждала: регуляция фреонов приведет к перестройке и переоснащению целых секторов в жизненно важной отрасли, к выходу из бизнеса маленьких фирм, к инфляции и безработице… Вот только глаза у страха оказались велики: перестройка индустрии прошла быстрее, дешевле и «более инновационно», чем предполагалось в самом начале. А потребители и вовсе не заметили перемен: баллончики с лаком для волос или дезодорантами остались прежними на вид — просто фреоны заменили на углеводородные пропелленты. Правда, в середине 2000-х ученые с удивлением обнаружили, что кое-кому старые «фреоновые» холодильники еще служили, а в развивающихся странах даже остались соответствующие производства, но это уже из разряда курьезов.
А вот еще один парадокс — в победе над озоновой дырой ученым помогла поп-культура. Это не шутка: в своей нашумевшей работе профессор Шелдон Унгар из Университета Торонто утверждает, что идея со смертельными лучами, бомбардирующими земной щит, оказалась понятна людям — особенно на фоне популярных в 1980-е «Звездных войн» и «Звездного пути». Отметились не только они: например, фильм «Горец-2» демонстрировал людям будущее, где озоновый слой исчез, а человечество прячется под специальным «экраном», защищающим от ультрафиолета! Как сетует профессор Унгар, озоновая дыра — тот случай, когда обществу сумели разъяснить важность происходящего, а вот с глобальным потеплением, напротив, это в полной мере не удалось!