Россия и мир | Соседи
Ставка на изгоя
Как может повлиять скандальный «прорыв» Саакашвили через украинскую границу на ситуацию в стране
Еще несколько недель назад политическая карьера Саакашвили на Украине выглядела вполне законченной: лишив опального экс-губернатора Одесской области гражданства, Порошенко, казалось, поставил жирную точку в его «украинской» биографии, а наблюдатели не без издевки обсуждали, в какой стране постсоветского пространства всплывет импозантный реформатор в следующий раз. Но случилось неожиданное: он вновь оказался в центре внимания и в одночасье из аутсайдера превратился едва ли не в главную угрозу режиму Порошенко. А в моде теперь параллели с событиями трехлетней давности, когда казавшаяся незыблемой власть Януковича рухнула за какие-то несколько месяцев…
Режим Порошенко, правда, незыблемым не выглядит. В плане электоральных симпатий действующий президент ощутимо уступает обоим основным конкурентам: его уверенно опережает Юлия Тимошенко и (с небольшим отрывом) — лидер «Оппозиционного блока» Юрий Бойко. Рейтинг доверия к основным органам власти, включая президента, парламент и правительство, колеблется в пределах от 1 до 3 процентов — очень мало даже для страны, где скептическое (и вовсе не без оснований) отношение к любой действующей власти является своего рода национальной традицией. И все же до сих пор казалось, что Порошенко достаточно крепко удерживает власть в своих руках и по крайней мере на ближайшие год или два его положение в стране не вызывает сомнений. Теперь сомнения появились.
Возвращение Саакашвили на Украину обещало стать ярким шоу. Руку к этому приложил и сам главный герой, который целенаправленно работал в этом направлении, и «группа поддержки»: целый ряд украинских политиков, включая лидера «Батькивщины» Юлию Тимошенко, заявили, что будут «невольного изгнанника» встречать и сделают все, чтобы он сумел въехать на территорию страны. На это откликнулся близкий соратник министра внутренних дел Арсена Авакова Илья Кива, заявивший о готовности лично стрелять в тех, кто будет пытаться помогать Саакашвили нарушить украинскую границу. Планка ожиданий, словом, была задрана до небес. Что в итоге? Шоу состоялось, стрельбы не было, общая нервозность осталась. Из трех перечисленных позиций, отметим сразу, для будущего Украины имеют реальное значение две последние. О них и пойдет речь дальше, но прежде — все-таки несколько слов о шоу.
Свой суп на чужом огне
Динамичные сюжеты о «прорыве» Саакашвили через украинскую границу подробно описаны и показаны в эфире, так что нет нужды широко известные детали повторять. Но стоит упомянуть о некоторых малоизвестных. Ну, например, о том, что, после того как скоростной поезд, на котором с группой поддержки ехал Саакашвили, был заблокирован у границы, пассажирам сообщили, что это исполнение приказа руководства «Укрзализныци» (Украинских железных дорог). Этим возмутился прежде лояльный Порошенко министр транспорта Омелян: он заявил о недопустимости втягивания железнодорожников в политические разборки и призвал «Укрзализныцю» сосредоточиться на качественных перевозках, а вопросы пограничного контроля оставить компетентным органам. Многие посчитали это симптоматичным, хотя слова министра имели двойной смысл: лишенный недавно контроля над «Укрзализныцей» и остро переживающий эту потерю, Омелян, по всей видимости, решил подогреть свой суп на чужом огне. Это, впрочем, и достойно внимания: использовать ситуацию вокруг Саакашвили в своих интересах захотел далеко не только он один.
Еще запомнилась перепалка Саакашвили с начальником Западного регионального управления Госпогранслужбы Украины Владимиром Егоровым: бывший одесский губернатор и борец с коррупцией призывал пограничного генерала не исполнять преступные приказы и все-таки пропустить его в Украину, обещая взамен (после победы над «режимом барыг и олигархов») щедро наградить его и его подчиненных. А когда толпа смяла линию оцепления и буквально протащила Саакашвили через госграницу, пограничники и присутствующие на месте сотрудники полиции особого сопротивления — важный факт! — не оказывали.
Потом, после перехода границы, Саакашвили провел краткий митинг, на котором поблагодарил за поддержку как своих простых сторонников, так и помогавших ему политиков, включая Юлию Тимошенко. То, что по телевизору не показывали: попыталась после него выступить и сама Тимошенко, однако в толпе ее банально «зафукали».
Потом Саакашвили отправился во Львов, где его встречал тамошний мэр и лидер партии «Самопомичь» Андрей Садовый, что в украинских политических реалиях весьма существенно: «Самопомичь» изначально входила в поддерживающую Порошенко правящую коалицию, однако покинула ее в феврале 2016 года. Именно во время прогулки по Львову в компании лидера «Самопомичи» Саакашвили заявил, что начинает «борьбу за Украину» (читай: против Порошенко) и не остановится, пока не победит. Львовскому «параду» власть смогла противопоставить включение Саакашвили и Тимошенко в списки врагов Украины на сайте «Миротворец» — шаг скорее абсурдно-комедийный, нежели реально действенный. Но вот что интересно: Садовый в этот список не попал…