Спасти финдиректора
Китайско-американо-канадский детектив
Первого декабря в аэропорту канадского города Ванкувер была арестована финансовый директор и заместитель председателя совета директоров китайской компании по производству телекоммуникационного оборудования Huawei Мэн Ваньчжоу. Задержание проходило в традициях детективного жанра: в транзитной зоне аэропорта при пересадке с самолета из Гонконга на рейс в Мексику спецагенты канадской полиции надели 46-летней гражданке КНР наручники, скороговоркой зачитали права и сообщили, что она арестована по запросу США — за нарушение американских санкций против Ирана…
Биржи задрожали
Занятная деталь: наручники на запястьях китайской гражданки в публичное поле попали не сразу, а почти неделю спустя. Только 6 декабря канадская газета «Глоб энд мейл» поведала, что госпожа Ваньчжоу Мэн из Китая задержана по запросу США об экстрадиции и на пятницу назначено слушание о внесении залога. Реакция на новость была оглушительной: взорвались не только мировые СМИ, но и биржи. Американский промышленный индекс Dow-Jones упал на 550 пунктов (2,21 процента). Индекс S&P 500, который включает акции 500 крупнейших компаний рынка США, понизился на 2,17 процента, а индекс электронной биржи NASDAQ — на 2,88. Падение индексов, констатировала газета «Уолл-стрит джорнэл», превратилось в обвал, причем особенно пострадали компании, ориентированные на экспорт, такие как высокотехнологичные Apple и Intel, а также компании, занимающиеся производством техники вообще. Волна, поднятая в Новом свете, накрыла и Старый. Индекс лондонской биржи FTSE 100 обвалился на 3,15 процента, что стало самым крупным его падением с июня 2016-го (тогда жители Великобритании проголосовали за выход из ЕС). Главный индекс Франкфуртской биржи DAX, охватывающий 30 крупнейших акционерных компаний ФРГ, из-за опасения обострения торгового конфликта между США и Китаем снизился на 3 процента (наихудший показатель с декабря 2016-го). Глобальные торговые площадки лихорадило и на следующий день, когда адвокатам госпожи Мэн не удалось с первого захода добиться ее освобождения под залог.
Дрогнули и китайские фондовые биржи — в Шанхае, Шэньчжэне и Гонконге, хотя и не так уж сильно. Похоже, трейдеры до какого-то момента, так же как и вышестоящие китайские власти, надеялись, что Мэн Ваньчжоу удастся вытащить из канадских застенков и вообще все как-то утрясется. Основания для надежд были: именно в тот самый день, когда видную китаянку арестовали, 1 декабря, президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин дружески беседовали на полях саммита G20 в Аргентине и договорились предпринять в течение трех месяцев шаги, нацеленные на заключение нового торгового соглашения! Глава Белого дома пообещал не повышать с 1 января тарифы на китайскую продукцию с 10 до 25 процентов на общую сумму 200 млрд долларов, а Министерство коммерции КНР с облегчением рапортовало, что переговоры с США об устранении торгово-экономических противоречий «продвигаются успешно». Да и сам Трамп в Twitter высказал полную убежденность в том, что КНР и США удастся в течение следующих 90 дней заключить соглашение по торговле. Китай почти поверил, что торговой войны с Америкой удастся избежать, а тут — труднообъяснимый на таком благостном фоне эпизод с вице-президентом Huawei.
Случайность или, напротив, хорошо просчитанный удар, тщательно продуманная многоходовка коварных бледнолицых? Пока в Пекине искали отгадку, эксперт одной из германских трейдинговых компаний констатировал: «…надежды на ”перемирие“ между США и Китаем в торговом конфликте превращаются в пыль». Да и как трактовать иначе, если удар пришелся в весьма чувствительную точку Поднебесной. Помните, что писал в своей работе «Советы постороннего» В.И. Ленин (1870–1924): «...Чтобы непременно были заняты: а) телефон, б) телеграф, в) железнодорожные станции...»? Американские партнеры пунктуально начали с первого пункта…
Китайский гигант
Даже самое коротенькое досье компании говорит о многом. Huawei Technologies Co.Ltd — один из крупнейших в мире производителей в сфере телекоммуникаций. Компания основана в 1987 году Жэнь Чжэнфэем, бывшим инженером Народно-освободительной армии Китая (НОАК). На самом старте Huawei получила льготный государственный кредит и занялась мелкооптовыми поставками телекоммуникационного оборудования из тогда еще британского Гонконга, что оказалось весьма прибыльным занятием. Через несколько лет, поднакопив капиталец, компания наладила производство телефонных коммутаторов на основе импортных образцов и заключила крупный контракт на поставку оборудования для НОАК. Меры китайского правительства по ограничению импорта телекоммуникационных устройств позволили Huawei занять выгодное положение на внутреннем рынке, а вскоре компания сама начала экспортировать коммутаторы. Еще пара-тройка лет — и при поддержке государства Huawei освоила выпуск оборудования для сетей сотовой связи, а в 2004 году — самих сотовых телефонов. В 2010-х годах Huawei стала одним из лидеров в области создания оборудования для сетей 4G. В настоящее время компания активно занимается развертыванием сетей стандарта 5G. Huawei — крупнейшая частная компания Китая, ее основные подразделения занимаются развитием потенциала сетей и созданием новых возможностей в сегментах видео, интернета вещей, инновационными разработками в области облачных решений, больших данных, дата-центров. За 2017 год Huawei продала 153 млн смартфонов. Компания уже сегодня занимает второе место по количеству проданных смартфонов в мире после южнокорейского Samsung, опережая американскую Apple. Ну и еще пара цифр. Общая выручка Huawei в 2017 году составила 92,5 млрд долларов США (603,6 млрд юаней), а чистая прибыль — 7,3 млрд долларов (47,5 млрд юаней). Жэнь Чжэнфэй (по данным американского журнала Forbes, по состоянию на 6 декабря 2018 года имеет состояние 3,4 млрд долларов) остается президентом компании. Арестованная в Ванкувере Мэн Ваньчжоу — его дочь.
Хотя компания позиционирует себя как частная, ее можно определить как весьма успешное порождение китайского государственно-частного партнерства. В общем, не будет преувеличением сказать, что это один из столпов современной китайской экономики. А также весьма эффективный инструмент глобального торгово-экономического распространения КНР. Huawei работает более чем в 170 странах, имеет около 180 тысяч сотрудников. В программе инновационных исследований Huawei участвуют более 400 научно-исследовательских институтов и 900 компаний более чем в 30 странах и регионах.