«Путин+лыжи»: почему форматы общения президента с народом превращаются в фарс
Формат пресс-конференции с президентом легко перепутать с «Прямой линией». Просьбы и жалобы трудящихся — это те же вопросы журналистов и «журналистов». А ответы в принципе почти всегда идентичны. Это сдержанные объяснения того, что происходит и почему это происходит, или уклончивые размышления в жанре диалектического материализма
Большая пресс-конференция Путина проводилась в 14-й раз, и в принципе за 19 лет его правления у журналистов вопросов не осталось. Зато пресс-формат — чудесный повод осуществить, например, product placement: ну, не мог глава государства не обратить внимание на сильно двусмысленный плакатик «Путин+лыжи» и не спросить, откуда, собственно, его собираются спускать. Выяснилось, что с курорта «Архыз». Пресс-конференция — первоклассный формат для предъявления уверений в совершеннейшем почтении, а также демонстрации чрезвычайного здравомыслия первого лица, потому что на фоне «журналистов», требующих признавать иностранными агентами физических лиц, Путин выглядит образцом рациональности и даже милосердия.
Формат пресс-конференции в результате легко перепутать с прямой линией. Просьбы и жалобы трудящихся — это те же вопросы журналистов и «журналистов». А ответы в принципе почти всегда идентичны. Это сдержанные объяснения того, что происходит и почему это происходит или уклончивые размышления в жанре диалектического материализма — «с одной стороны, с другой стороны». Например: почему не занимаемся переработкой мусора? Да потому, что до сих пор не занимались. Логично.
Экономическая часть не принесла ничего нового, кроме подтверждения того, что президент свято верит в силу государства как основного экономического актора. Он проигнорировал вопрос об экономической целесообразности налога на самозанятых в низколетящей экономике, а про НДС сообщил, что это делается для того, чтобы бюджет был сбалансированный и бездефицитный. О проблемах для экономического роста, об инфляционных рисках — ни слова. Ну, то есть так: инфляция немного поднимется, даже выше таргета ЦБ, но потом как-то все уляжется. Как — непонятно, однако рассосется.