Сибирь обетованная
Отечественные ученые удивили: азиатская часть России может выиграть от глобальных изменений климата и стать… Привлекательным местом для жизни. Как такое возможно?
Сначала о международной реакции: работа ученых Института леса им. В.Н. Сукачева (Красноярск) и их американской коллеги, вышедшая на днях в авторитетном журнале Environmental Research Letters, сразу привлекла внимание мировых СМИ. И это не удивительно: в глобальном дискурсе об изменениях климата, похоже, сказано новое слово.
«Замерзшая русская Сибирь станет обитаемой», «Сибирь будет туристической Меккой будущего»... Заголовки западной прессы впечатляют. Ожидали ли сами исследователи такой реакции? «Огонек» связался с ними, чтобы выяснить подробности.
— Мы долгие годы профессионально занимаемся исследованием влияния климата на лесные экосистемы,— говорит один из авторов исследования, научный сотрудник Института леса Елена Парфенова.— Постепенно в круг наших интересов попали и сельскохозяйственные культуры, затем древние этносы юга Сибири, а отсюда был уже один шаг до того, чтобы «проиграть» воздействие прогнозируемых изменений климата на условия жизни современных людей (на территории, где мы живем, в Азиатской России). Мы это сделали «в порядке личной инициативы», для начала представили доклад на конференции Японского геофизического союза в мае 2017 года и неожиданно получили всплеск публикаций в СМИ. Полноценная статья в высокорейтинговом научном издании вышла только сейчас, спустя два года.
Исследователи зашли на проблему климатических изменений со стороны… миграции. Собственно, то, что в ближайшем будущем мир столкнется с климатическими мигрантами,— уже не новость. Зато новость в другом: условия жизни в азиатской части России (ученые настаивают именно на такой географической привязке), похоже, станут лучше и скоро смогут привлечь туда новых жителей.
Что значит лучше? Прежде всего должен стать теплее и мягче климат, а значит, повысится продуктивность растений (как сельскохозяйственных, так и диких), сократится отопительный период, смягчатся «жесткие зимние условия труда и быта».
О том, что можно будет «возделывать» на бескрайних северных просторах, стоит сказать отдельно. В другой своей работе, опубликованной еще в 2011 году и посвященной Центральной Сибири, исследователи прогнозировали: к концу столетия от 50 до 85 процентов территории этого региона будут пригодны для сельского хозяйства по климатическим условиям, а производство сельхозкультур там может вырасти вдвое. Только представьте — со временем традиционные для Сибири культуры смогут выращивать на 500 км севернее, чем сейчас (сдвиг на 50–70 км в десять лет), а на засушливый юг при определенных условиях и вовсе «придет» невиданное — например, виноград! Сибирский виноград — неплохой бонус к глобальному потеплению.
Но вернемся к климатическим мигрантам. Насколько реально завлечь их в Сибирь?
— Мы пришли к выводу, что к концу века по условиям климата на этой территории (огромной и местами малонаселенной Азиатской России.— «О») могло бы проживать где-то в три, а где-то в десять раз больше населения,— утверждает Елена Парфенова.