«С возрастом уходит эгоизм»
В петербургском театре БДТ стартовал фестиваль Анатолия Васильева — выдающегося режиссера, создателя театра «Школа драматического искусства»
Анатолию Васильеву в нынешнем году исполнится 78: и по возрасту, и по заслугам — один из патриархов российского театра. После окончания ГИТИСа работал во МХАТе с Олегом Ефремовым, широкая известность и признание пришли к нему после спектакля «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе Виктора Славкина (1979). В 1985 году в Театре на Таганке гремел другой его знаменитый спектакль — «Серсо». В перестройку Васильев создал собственный театр — «Школу драматического искусства». Акцент на лабораторном, поисковом принципе стал революционным для тогдашнего русского театра, и первый же спектакль «Школы» — «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло — получил международное признание. Однако в 2006 году из-за конфликта с московскими властями (мэром города в те годы был Юрий Лужков) Анатолий Васильев уехал из страны и с тех пор работает в Европе. Не только в театре, в кино тоже: недавно снял эпическую ленту «Осел» (Asino), в которой животное становится объектом философских размышлений, библейских и мифологических ассоциаций — ничего подобного прежде никто не делал.
В России Анатолий Васильев бывает не часто, работает редко (последняя постановка была в 2017 году в Москве — в рамках чеховского фестиваля спектакль «Старик и море», единственную роль в котором сыграла Алла Демидова). И интервью никому не дает — принципиально. Но с людьми говорить готов, тем более с теми, кто пришел на фестиваль, в его честь организованный. На такой встрече побывал и корреспондент «Огонька». Разговор шел о разном.
О фильме «Осел»
Моя основная профессия — театральный режиссер. И этот фильм сделан, безусловно, режиссером драматического театра. Картина относится к жанру постдокументального кино, то есть материал снят как документ и смонтирован в игровую картину. На экране появляются разные люди, но протагонистом является осел. Это 8 новелл, смонтированных, поставленных в некоторый композиционный ряд; здесь есть отсылка к греческому, латинскому первоисточнику, потому что осел — это в первую очередь фигура мифологическая.