Раскол как распил
Как на Украине готовятся к созданию национальной церкви
Украина, похоже, всерьез планирует к концу 2018 года завершить процедуру создания поместной национальной церкви под омофором Константинопольского патриархата. На 22 ноября уже назначено проведение объединительного собора священнослужителей, который должен, по задумке организаторов, издать декларацию о создании украинской церкви и выдвинуть на одобрение Константинополя кандидатуру ее предстоятеля. После этого Константинопольский патриарх Варфоломей должен будет удовлетворить просьбу верующих и издать церковный указ об учреждении новой церковной единицы.
Вероятно, торжественное провозглашение этого события состоится 25 декабря — в день Рождества Христова по новоюлианскому календарю. Ожидается, что тогда патриарх Варфоломей посетит Киев и проведет богослужение в Андреевской церкви — не зря же Верховная рада так поспешно передала ее Константинопольскому патриархату.
Впрочем, формально провозглашено будет не об учреждении, а о восстановлении ранее существовавшей Киевской митрополии Константинопольского патриархата (с 1458 по 1688 год). В эту структуру, правда, не входили южные и восточные регионы Украины, церковная иерархия которых создавалась в рамках Русской православной церкви. Но ни Киев, ни Стамбул это не беспокоит: полномочия нового-старого диоцеза планируется «автоматически» распространить на всю территорию страны. Что же до возможных возражений Украинской православной церкви (УПЦ МП) или Московского патриархата, то президент Порошенко ясно дал понять, что прислушиваться к ним не намерен: в одном из своих выступлений он призвал представителей Русской церкви покинуть Украину, ибо «им нечего тут делать».
И все же на пути к созданию собственной церкви предстоит преодолеть немало сложностей. И главным препятствием станут личные амбиции всех групп украинских автокефалов.
Два украинца — три патриарха
Кто же возглавит украинскую церковь? Патриарх Филарет, глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), долгое время полагал, что национальную церковь должен возглавить именно он. Однако сейчас стало понятно, что с такой позицией не согласен никто — кроме, конечно же, самого Филарета.
Так, Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и ее предстоятель митрополит Макарий отвергают сценарий Филарета, фактически сводящийся к поглощению УАПЦ структурами УПЦ КП. Митрополит Макарий считает себя не менее достойным кандидатом на пост главы национальной церкви.
Не поддерживают амбиции Филарета и в администрации президента Украины. Взаимоотношения Филарета и Порошенко до недавнего времени выглядели безупречно, однако это был лишь временный тактический союз, обусловленный общностью цели — получения согласия Константинопольского патриарха на запуск церковной реформы. Когда же цель была достигнута, дорожки Киевского патриарха и президента разошлись.
«Президент не верит Филарету,— поведал автору этих строк один из работающих на окружение Порошенко политтехнологов.— Пока Филарет нуждается в Порошенко, связывая с ним свои надежды стать предстоятелем канонической украинской поместной церкви. Но когда это произойдет, нет гарантий, что Филарет не будет использовать свое влияние по своему усмотрению, в том числе и в ущерб президенту».
У власти имеется свой кандидат на пост главы украинской церкви — это митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий) (УПЦ МП). Он известен как один из наиболее националистически настроенных священников, в свое время он поддерживал Евромайдан. Кроме того, Винница — «политическая родина» Петра Порошенко, а митрополит Симеон считается одним из наиболее близких к главе государства церковных иерархов.
В одном из интервью в 2015 году митрополит Симеон заявил: «В последнее время меня нередко спрашивают: ” О чем больше всего вы переживаете, за Церковь?“ А я отвечаю: ” Знаете, за Церковь меньше переживаю — больше волнуюсь за Украину“. Потому что Украина сегодня есть, а завтра ее может не быть, ибо может развалиться из-за нашего разделения и внутренних распрей».
Митрополита Симеона неоднократно упрекали в излишней лояльности власти. Так, митрополит Запорожский Лука через сайт своей епархии попросил Симеона прямо объясниться по поводу слухов о его возможном участии в константинопольском проекте. Симеон от прямого ответа уклонился. «Митрополита Симеона попрекают его хорошими отношениями с властями. Но неужели это недостаток? — вопрошают авторы ответной статьи на сайте Винницкой епархии.— Слава богу, благодаря владыке Симеону в Винницкой епархии абсолютно нормальные отношения и с властью, и с обществом. По нашему мнению, так, как действует митрополит Симеон, должны были бы действовать и другие. Одно дело — указывать власти на ее ошибки, а совсем другое — открывать в условиях войны ” второй фронт“ против избранных народом руководителей».