Эффект Netflix: как сериалы делают модными шахматы и помогают продавать кроссовки
Современные сериалы могут поднять продажи чего угодно — шахматных наборов, мужских украшений и трусов с тигровым принтом. Но продаются не только вещи — проекты Netflix и других платформ заставляют нас увлекаться новыми хобби, создают ролевые модели и обращают внимание зрителя на важные проблемы
Королевский образ жизни
Сериал «Ход королевы» о вундеркинде Бет Хармон, мечтающей стать величайшей шахматисткой мира, вызвал эффект разорвавшейся бомбы (возможно, вкупе с локдауном): игра в шахматы из развлечения для гиков превратилась в мейнстрим. На сайте 1stDibs, который продает предметы роскоши и антиквариат, продажи шахматных наборов взлетели на 100% спустя месяц после выхода шоу: притом что наборы стоят от $420 до $35 000. В первые три недели после премьеры в США увеличился спрос на шахматные наборы на 87%, а на учебники по шахматам — на 603%. Покупки шахмат на eBay повысились на 130%, спрос на часы бренда Bulova, которые носила главная героиня, — на 45% (данные предоставлены пресс-службой eBay. — Forbes Life). Количество подписчиков шахматных каналов на стриминговой платформе Twitch стремительно растет. Виртуальные турниры среди геймеров увеличивают аудиторию и подписку на каналы известных шахматистов вроде Хикару Накамуры.
Некоторые сериалы создают вокруг себя целые комьюнити, которые меняют мир. Документальный сериал Netflix «Король тигров: убийство, хаос и безумие» об эксцентричном держателе частного зоопарка повлиял не только на мировую фешен-повестку (об этом чуть позже), но и спровоцировал новый виток дискуссии об этичности зоопарков и содержания диких кошек дома. В 2018 году в США в неволе содержалось около 5000 тигров, притом что в дикой природе их оставалось всего 3900. В специальных учреждениях, вроде зоопарков, находились только 6% всех подневольных животных, остальные жили в частных владениях. Благодаря давлению Peta летом 2020-го зоопарк, который фигурировал в сериале, закрыли.
Образ жизни королевской семьи — частая тема для обсуждения в СМИ. Но после выхода сериала «Корона», кроме очевидных статей в духе «15 неизвестных фактов о принцессе Диане», редакторы обратили внимание и на других представителей династии — например, на принцессу Анну. После премьеры третьего сезона был ряд публикаций в фешен-изданиях (в том числе и в американском Vogue) с разбором ее стиля. И хотя представители королевской семьи заявляли, что шоу «Корона» — чистой воды эксплуатация чужой личной жизни ради коммерческой выгоды, интерес к британской монархии снова вырос по всему миру. Покупки на eBay по запросу «Принцесса Уэльская» выросли на 159%, «Принц Чарльз» — на 97%, «Елизавета II» — на 92%, «Тэтчер» — на 128%.
Маргарет Тэтчер в исполнении Джиллиан Андерсон, как и принцесса Анна, стала примером для подражания — продажи блузок с бантом, как у премьер-министра Великобритании, увеличились на 42%, а обуви Тэтчер для прогулок — на 255%. В России вырос спрос на сувениры из Лондона — на 46%.
«Происходит романтизация брендов, видов занятий, городов и так далее. Шахматы — уже не просто шахматы, а история о жизни, наполненной смыслом»
Подростковая драма HBO «Эйфория» совершила революцию в бьюти-индустрии. Главные героини сериала со стразами на глазах, глиттером в виде слез и другими яркими акцентами на лице стали путеводительницами по макияжу для зумеров. «Поколение Z использует макияж не только чтобы показать, кто они в этой жизни, но и кем они хотят быть в этот конкретный день», — объясняет главный визажист сериала Дониэла Дэви. Тренд подхватили звезды на калифорнийском фестивале Coachella, а на Нью-Йоркской неделе моды в 2019-м дизайнеры выпустили моделей с подобным макияжем.
Социолог и ведущий аналитик департамента исследований ВЦИОМ Мария Макушева объясняет феномен влияния сериалов на умы людей: «Эффект Netflix» — это частный случай влияния на человека образов. Чего человек хочет? Быть любимым, успешным, отличаться, быть принятым, пережить уникальный опыт. Привлекательные образы с экранов показывают людей, у которых это есть. И связывают с целым облаком действий, ситуацией и, конечно, вещей. Происходит романтизация брендов, видов занятий (бег, танцы или шахматы), городов и так далее. Шахматы — уже не просто шахматы, а история о жизни, наполненной смыслом, о таланте, интеллекте. На предметы переносится привлекательность персонажа, стремление пережить какой-то связанный с ним опыт».