Покушение на Левитана
Заповедные земли под Звенигородом вблизи памятников XIV–XV веков отданы под коммерческую застройку
Когда осенью 2018 года краеведы и общественники Подмосковья били тревогу по поводу объединения Звенигорода с Одинцовским городским округом, они как в воду глядели. Знали, что ничем хорошим дело не кончится. Московское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) даже выпустило тогда воззвание против «ликвидации Звенигорода как самостоятельного муниципального образования», которая «грозит массовым уничтожением историко-культурных ландшафтов».
Звенигород, конечно же, все равно слили с Одинцовским округом, а мрачные опасения стали сбываться нынешней весной. 30 апреля 2020 года собранные на внеочередную экстренную сессию в формате онлайн депутаты Одинцовского городского округа приняли новые Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Когда общественники — защитники памятников архитектуры и исторических ландшафтов — вчитались в документы и всмотрелись в карты, они пришли в отчаяние.
«Убийственные новости, громят Звенигород и окрестности! — так охарактеризовал происходящее зампредседателя ЦС ВООПИК Евгений Соседов.— Проигнорированы все замечания жителей, все требования закона, все интересы сохранения и развития исторического города, защиты экологии. В соответствии с этим документом под тотальную застройку отдаются все самые ценные культурные ландшафты, которые спасали от бесконечных нападок ценой колоссальных усилий последние 20 лет… Даже в “зоне парков” допускается застройка 75 процентов территории! Документ настолько шокирующий, что сложно подобрать слова для его описания. Полная растерянность, нападение произошло подло, без объявления войны».
«Давайте уже заканчивать рассуждения»
Звенигородские земли — не просто доходные гектары и сотки в приятной близости от Москвы. Это ценнейший историко-культурный ландшафт национального значения, наполненный архитектурными сокровищами и мемориальными объектами. В Звенигороде сохранились два бесценных образца раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV века — Успенский собор на Городке и Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре. Сам этот монастырь, некогда загородная резиденция царя Алексея Михайловича,— великолепный архитектурный ансамбль, окруженный крепостной стеной с башнями.
Искусствоведы и краеведы ценят звенигородские усадьбы Ершово, Введенское, Поречье, пришвинское Дунино. И почти все это сохранилось до наших дней в естественном природном ландшафте, вдохновлявшем еще Левитана. Звенигородскую долину Москвы-реки до сих пор называют «Подмосковной Швейцарией» — за живописность панорамных видов и изобилие природных красот. Во многом все это уцелело благодаря действовавшим еще с советских времен природоохранным режимам.
Конечно, ХХ век и 1990‑е годы не прошли бесследно, звенигородские панорамы подпорчены, но по сравнению с другими районами бурно развивавшегося Подмосковья представляются чуть ли не природно-архитектурным заповедником. Не имеющим, к сожалению, такого официального статуса.
И вот судьбу этого ценнейшего национального ландшафта решают онлайн-голосованием депутаты Одинцовского городского округа. В интернете можно посмотреть, как они это делали. Присмотримся.
Вопрос стоит… 25‑м в повестке дня. Обсуждение заняло около 15 минут. Вначале один депутат предлагает снять вопрос с голосования: говорит, что не учтены сотни замечаний и предложений жителей, собранных во время общественного обсуждения проекта в 2019 году. Председательствующая депутат отвечает: было более 1400 предложений, все, что могли, учли. Еще один депутат сетует: на ознакомление со сложным документом, в котором более 500 страниц, дали меньше суток, мы не могли в него вникнуть, давайте не превращать нашу работу в профанацию. Другие смелые депутаты говорят про застройку в зоне газопровода высокого давления («мы что, под уголовку хотим?»), про размеры земельных участков в 50 га («это что такое? кому-то для поместья, что ли?»).