На мясных прилавках скоро станет тесно
Растущий спрос позволяет отечественным мясникам снисходительно относиться к предлагаемым решениям по повышению производительности труда
Внутренний рынок России насыщен как мясным сырьем, так и продуктами его переработки, заявили по результатам проведенного анализа эксперты Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК).
Конкуренция нарастает. Выход на внешний рынок с российской продукцией возможен, но там тоже нужно будет доказывать свое право на нем работать.
В ФЦК предлагают ряд решений, реализация которых на практике позволит резко увеличить производство продукции, а заодно снизить издержки на всех этапах производства, повысить его эффективность. Поддержка оказывается в рамках нацпроекта по повышению производительности труда и сулит ее участникам ряд льгот и преференций, таких как возможность получать финансовые средства и готовые решения по повышению эффективности производства. За прошлый год ее участниками стали всего 29 предприятий из 11 регионов России. Капля в море, учитывая, что тех же мясоперерабатывающих предприятий в стране насчитывается около пятисот. В ФЦК объясняют этот факт тем, что программа действует всего два года и не все о ней знают. Хотя эффективность, по словам представителей ФКЦ, налицо. И для того, чтобы помочь большему количеству предприятий, эксперты центра подготовили стандартные решения, которые можно тиражировать на предприятия мясоперерабатывающей отрасли.
Производство скота и птицы в России на убой
Проблемы в нарезку
Мясная промышленность в России неуклонно растет. Разными темпами (по разным оценкам), но все же. В частности, по данным аналитического центра компании «АБ-Центр», на который ссылается ФЦК, ежегодный объем выпускаемой продукции в мясной отрасли за неполные десять лет увеличился на 60% (с 7 млн тонн в 2001 году до 11,3 млн тонн в 2019-м). За последние пять лет зафиксирован рост выручки предприятий отрасли на 43% (с 706,62 млрд рублей в 2014 году до 1015,77 млрд в 2018-м). В итоге в 2019 году самообеспеченность страны мясом достигла 96%. Потенциал роста для внутреннего рынка практически исчерпан.
«Для развития мясоперерабатывающей отрасли необходимо нарастить экспортную составляющую, выходить на новые рынки сбыта. При этом, чтобы повысить собственную рентабельность, компании должны использовать стратегию полного цикла, включающую собственное животноводство и птицеводство, — прокомментировал отраслевое исследование гендиректор ФЦК Николай Соломон. — Удержать доли рынка в условиях высокой конкуренции можно только при снижении себестоимости продукции за счет повышения эффективности производства и производительности труда».
С точки зрения выхода на зарубежные рынки отечественные мясники не стоят на месте: по данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК, за январь—апрель 2020 года Россия экспортировала 137 тыс. тонн мяса и субпродуктов. Это рост в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Эксперты ФЦК провели исследование проблем производительности труда на мясоперерабатывающих предприятиях и сформировали предложения, реализация которых на практике позволит существенно нарастить выпуск продукции, а также снизить издержки на всех этапах производства.
Как пояснили «Эксперту» в ФЦК, главной целью, как и целью всех типовых отраслевых решений, является устранение всевозможных потерь в процессе создания конечного продукта. К таким потерям относят перепроизводство, избыточные запасы сырья, незавершенное производство, ненужную транспортировку продукции, лишние движения сотрудников, ожидания сырья и материалов, производственного задания, приводящие к простою оборудования и персонала, избыточная обработка и переделка/брак.
По мнению опрошенных участников рынка, изложенные типовые решения настолько здравые, что спорить с ними не имеет смысла. К тому же, как уточняют авторы, они, как и решения для других отраслей, не предполагают существенных инвестиций и, как правило, рассчитаны на внедрение собственными силами предприятий. «Так как рекомендации не затрагивают технологию производства и в основном направлены на организационно-управленческие процессы, то реализация не требует перестройки основного производства, — уточнили в ФЦК. — Оценка окупаемости зависит от многих факторов, в том числе индивидуальных для предприятий, поэтому мы рекомендуем предприятиям самостоятельно принимать решение о внедрении той или иной рекомендации на основании проведенного предварительного анализа».
Эксперты ФЦК в процессе реализации проектов по повышению производительности стараются максимально вовлекать сотрудников предприятия в процесс. Сначала они сами реализуют показательный пилотный проект по повышению производительности на одном из производственных потоков предприятия в течение полугода. Затем предприятие уже самостоятельно тиражирует его на другие производственные потоки. Основная цель предприятия и ФЦК — повысить производительность труда предприятия-участника на 10% в первый год, на 15% во второй год и на 30% в третий год участия в проекте.
Кроме того, есть и приятный бонус: если предприятие будет допущено к участию в проекте, ему может быть открыт путь к получению государственного финансирования. Это кредит на сумму до 300 млн рублей под один процент годовых, который выдается по линии Фонда развития промышленности (ФРП). И этот фактор, судя по всему, играет не последнюю роль.
Объем рынка и душевое потребление
Кто играет туш
Участники проекта по повышению производительности труда, в принципе, довольны результатами. Например, «Согласие», один из крупнейших свиноводческих комплексов Тюменской области, сумел увеличить количество разделанных туш за смену почти на 43% (со 170 до 243 штук). Кроме того, по итогам 2019 года производительность труда на предприятии выросла на 15,5%.
Виктория Парфенова, заместитель директора мясокомбината, входящего в комплекс «Согласие», пояснила, что на предприятии долгое время работали по одной системе, и дело шло: производство расширялось, развивалось и т. д. «Нам казалось, что так и надо, что лучше уже и быть не может, — отметила она. — Но когда каждый день на производстве, то, как говорится, глаз замыливается. Наверное, нужен был свежий взгляд». Идею с ФЦК им подкинул областной департамент экономики, и сложности с внедрением предложений со стороны экспертов ФЦК были. «Как оказалось, главная проблема — донести до сотрудников мысль о необходимости изменений, — говорит Парфенова. — Сопротивление и непонимание нужности проводимых мероприятий встречались, как среди рядовых работников, так и среди специалистов и даже руководителей». Но когда мероприятия по внедрению принципов бережливого производства начали давать результаты, дело наладилось. Настолько, что сегодня Виктория Парфенова готова рекомендовать этот опыт своим коллегам с других производств.
«Об участии в проекте правильнее говорить в настоящем времени, поскольку сам проект рассчитан на три года, а мы лишь закончили первый шестимесячный этап, — пояснили “Эксперту” на заводе “Тавр” (Ростовская область). — На данном этапе представители ФЦК передали нам технологии организации проекта и обучили наших специалистов. Теперь мы добиваемся целей по повышению производительности самостоятельно». По словам представителей предприятия, в качестве пилотного был выбран производственный поток «Производство сосисок “Ганноверские”». «В качестве целей мы запланировали снизить время протекания процесса с 80,05 до 68,03 часа, снизить незавершенное производство с 43,88 до 39,49 тонн, увеличить выработку на человека с 185 до 213 килограмм в час, — перечисляют специалисты. — По итогам шести месяцев поставленных целей мы добились». Но главный результат, как считают на «Тавре», — создание перспективной базы: здесь переняли технологию, обучили и сертифицировали собственных бизнес-тренеров, обучили критическую массу персонала и т. д. Сами по себе принципы бережливого производства новшеством не являются и уже внедрялись, в том числе на данном предприятии. Но главным достоинством методологии ФЦК является ее комплексность: «Если хотите, это проект “под ключ”», — говорят в «Тавре».
«Эксперт» попытался узнать мнение о предложениях ФЦК у тех мясопереработчиков, которые могли бы использовать «пакетные» рекомендации центра для повышения производительности и оценить возможность их внедрения. Однако на соответствующие запросы оперативных ответов мы не получили.
«Это и неудивительно, — считает исполнительный директор Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. — Дело в том, что мясное производство в России на сегодняшний день дело довольно выгодное: показатели растут ежегодно, прибыли — тоже». К тому же, по его словам, все предприятия очень разные и то, что подходит одному, другому может только навредить. Каждый игрок находит свою нишу на рынке, инструментарий для ее развития, варианты решения возникающих проблем и т. д. «Здесь каждый ход — ноу-хау, которым делиться никто не собирается», — считает он.
Самообеспеченность России мясом
Мухи от котлет
Отношение экспертного сообщества к возможности универсального подхода к решению отраслевых проблем неоднозначно. «С одной стороны, любое внедрение системы качества на любом предприятии — это замечательное действие, которое позволяет выровнять процессы, снизить себестоимость и вообще навести порядок на заводе не только в технологическом, но и в организационном плане, — пояснила в беседе с «Экспертом» Оксана Кузнецова, директор Федерального научного центра пищевых систем имени В. М. Горбатова РАН (выполняет фундаментальные и приоритетно-прикладные научные исследования в рамках целевых госпрограмм, занимается методическим обеспечением и поддержкой развития мясной промышленности). — С другой стороны, когда мы говорим о внедрении любой системы повышения качества и производительности, важно, чтобы люди, которые приходят и помогают предприятию это делать, были не просто методистами, а специалистами, которые знают технологию производства, понимают, как оно организовано, и так далее».
По ее словам, если говорить о мясопереработке, то в России все предприятия этой отрасли — разноуровневые. Например, есть заводы автоматизированные, которые просто не могли бы быть построены и запущены, если бы на них заранее не были отлажены все производственные процессы. И в автоматизированный процесс добавить что-то извне или попытаться что-то улучшить невозможно — он просто перестает функционировать. В то же время есть заводы, где до сих пор используется много ручного труда и устаревших технологий. И это тоже не так плохо, как может показаться, потому что сейчас есть спрос на некие «традиционные» методы и способы заготовки. Это говорит о том, что подход должен быть строго индивидуальным.
«Шаблонно принимать те или иные рекомендации невозможно и даже вредно, — уверена Оксана Кузнецова. — Так что любой завод требует к себе индивидуального подхода».
Аналогичной точки зрения придерживается и директор НИИ продовольственной безопасности РЭУ имени Г. В. Плеханова Михаил Ананьев. По его словам, эффективные решения роста производства продукции, как правило, закладываются в самой стратегии рыночного поведения конкретного предприятия. И менять ее в дальнейшем может оказаться слишком рискованным шагом.
В свою очередь, экс-глава Мясного союза, ныне независимый эксперт мясного рынка России и СНГ Мушег Мамиконян считает, что методички важны, несмотря на все различия в производстве. И приводит пример из своей практики. В середине 1990-х в России на фоне повального увлечения импортом всего и вся, в том числе мясных полуфабрикатов, все резко заговорили о том, что российское — значит некачественное. И приводили пример: европейская вареная колбаса имеет срок хранения несколько недель, а отечественная — чуть более трех суток. «Мы, представители мясопереработчиков, засомневались, подумав о том, что в импортную продукцию производители добавляют кучу консервантов, тогда как у нас все натуральное, — вспоминает он. — Стали письма писать и в Торгово-промышленную палату РФ, и в правительство с просьбой разобраться и защитить отечественного производителя от импортного засилья». Но когда стали разбираться детально, вспоминает Мамиконян, то заглянули в методики, которые существовали для европейских производителей. Ничего сверхъестественного не обнаружили, за исключением «небольшой» детали. Оказалось, что хвостик колбасного «батона» необходимо закручивать герметично, а проволоку для закрутки использовать нужного стандарта и в соответствии с требованиями, в которых указан материал и диаметр этой самой проволоки до сотых долей миллиметра. «В итоге проблема была решена, а претензии “по-тихому” отозвали, — говорит Мамиконян. — Это как раз пример важности и универсальности методик — если бы в свое время нашелся грамотный специалист, то мы сэкономили бы и нервы, и время, и деньги».
Что же касается более универсальных рекомендаций, то здесь сложнее, сетует он. «Как можно советовать чтолибо узкому специалисту и требовать от него что-либо? — недоумевает он. — Взять хотя бы обвальщика — это же гуру в мясной обработке, который знает множество нюансов, большая часть которых обывателю неизвестна. Его учить, как ухаживать за рабочим местом, сокращать количество лишних операций и тем более бережливому производству — только портить».
В ФЦК на подобного рода сомнения отвечают тем, что специалисты, которые работают в центре, взяты не с потолка, а имеют профильное образование и специализацию. «Если нужен специалист по конкретной отрасли, то мы не привлекаем его со стороны, а принимаем на работу в ФЦК, и это относится к экспертам любой отрасли, в которой работает ФЦК», — пояснили в центре. Работа с предприятиями в рамках проекта началась лишь в 2018 году, поэтому и примеров не так много, соглашаются в ФЦК. Но участники программы показывают хорошие результаты, о которых узнают и их коллеги. «Конечно, когда речь заходит о работе с конкретным предприятием, то его руководитель в любом случае будет все долго взвешивать, а некоторые не решаются даже на этот шаг — ознакомиться с вариантами дальнейшего развития», — поясняют специалисты центра. Поэтому, полагают они, скорее всего, рост количества заявок на участие — это вопрос времени.
Фото: Лев Федосеев/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl