Жители Перми увлеклись обустройством речных долин

ОгонёкОбщество

Овраг у порога

Как жители Перми увлеклись обустройством речных долин — так романтически они назвали многочисленные овраги, пересекающие город

Иван Козлов, Пермь

Арт-объект «Легкие города» победил в конкурсе и теперь украшает город. Фото: Иван Козлов

Перми больше 300 небольших рек и ручьев. Конечно, все знают красавицу Каму. А до Егошихи, Данилихи, Мулянки, Ивы и других, которые протекают прямо через городские кварталы, многим и дела нет. И эти речные артерии делают ландшафт Перми выдающимся, а может, и уникальным. Со стороны это выглядит диковато: оживленные улицы и переулки почти мгновенно сменяются обширными низинами, в которых растут деревья и кусты, а иногда проглядывают то заброшенные дачные домики, а то и могильные памятники. Как выразился кто-то из местных публицистов, «пермяки живут на островах». Действительно, если бы уровень воды в городских речках был повыше, Пермь превратилась бы в несколько крупных островов, соединенных между собой дамбами и автодорожными мостами.

Пермяки никогда не воспринимали овраги как часть города. И это притом что с долины Егошихи фактически начиналась пермская история (на ее берегах находилось первое из известных поселений исторического центра города), а необычный ландшафт занимал умы самых разных деятелей — от первого пермского губернатора Карла Модераха до советского лесовода Валентина Миндовского, чуть ли не 30 лет руководившего озеленением города. Небольшие реки — самую мелкую можно просто перешагнуть — всегда были зонами отчуждения. Тут находили приют бездомные люди, сбивались в стаи дикие собаки, гуляли безнадзорные дети и копошились садоводы. Долины малых пермских рек долгое время слыли территориями маргинальными, запустелыми и даже страшными. Еще сюда иногда забредали отчаянные горожане, желавшие срезать путь из одного микрорайона в другой.

И вдруг несколько лет назад речные долины начали постепенно проявляться, расчищаться и становиться полноправными участниками городского ландшафта. Конечно, не сами по себе, а с подачи пермских энтузиастов. Одной из первых — и одной из самых деятельных — была пермячка Надежда Баглей.

Сад соловьев

Она появилась из ниоткуда: у нее не было ни профильного образования, ни связей и знакомств в кругах активистов. С экологией ее связывал только практический интерес: Надежда — многодетная мама, и все ее дети раньше страдали от аллергии. Пытаясь докопаться до причин, она изучила ситуацию с местной экологией — и ее выводы оказались неутешительными.

А еще Надежда всегда обожала цветы и комнатные растения. Они с семьей даже новую квартиру выбирали по одному критерию: окна должны были выходить на юг, чтобы цветам было комфортнее расти. Квартира была подобрана и куплена, но застройщик оказался не совсем честным: как-то позабыл предупредить, что вскоре буквально в нескольких метрах появится новый дом, который наглухо закроет солнце в южном окне. Баглей расстроилась, но не сдалась: сначала вышла со своим хобби на улицу и начала выращивать цветы в палисаднике у подъезда. И в конце концов стала внимательнее приглядываться к речке Уинке, которая текла в овраге на противоположной стороне двора.

Уинка являла собой жалкое зрелище. На тот момент там и речка-то слабо угадывалась: скорее, это была помойка, на дне которой что-то журчало. Когда соседи затеяли там генеральную уборку, Баглей включилась в нее, и тут-то у нее и произошло озарение.

— Когда реку прибираешь, она начинает играть всеми красками,— с восторгом рассказывает Надежда.— Как бриллиант, который начинает сверкать после огранки.

С этого момента она вплотную взялась за Уинку, а потом и за другие малые реки. Узнала все, что могла узнать о живущих там растениях и птицах, стала постоянно ухаживать за территорией и подбивать на это дело других горожан. Со временем на Уинке появился Сад соловьев: прибранная территория с дорожками, мостиками, указателями, информационными табличками, кормушками для птиц и даже домиками для насекомых.

Потом она наладила связи с пермскими экологами, волонтерами, краеведами, велосипедистами и много кем еще — и на берегах рек закипела жизнь. Вместе они устраивали велопоходы, просветительские экскурсии, творческие встречи и экспедиции. Например, совсем недавно на речке Данилихе собрались волонтеры, чтобы посчитать уток, оставшихся на зиму в городе (насчитали несколько сотен).

Сама Баглей скромно говорит, что у нее нет амбиций быть «первой по рекам», но по факту выходит именно так: эта неутомимая и вездесущая женщина на спортивном велосипеде превратилась чуть ли не в талисман всего речного движения. А потом она еще и повстречалась с Надеждой Агишевой.

Арт-объект «Счастье не за горами » художника Бориса Матросова на набережной реки Камы. Фото: Александр Миридонов

Высотка над пропастью

— В моем детстве речки назывались «говнянками», и в долины мы почти не спускались. А сейчас образ рек, наконец, начал проявляться,— рассказывает Агишева. Она — местный меценат, депутат городской думы от пермского «Яблока» и создатель фонда поддержки культурных инициатив «Новая коллекция». Ее муж Андрей — крупный пермский бизнесмен, ее младшая дочь Зина попала в федеральные новости как «девочка с розовыми волосами», благодаря ей во всех пермских школах отменили требования к внешнему виду учеников. Надежда собирает коллекцию наивного искусства, поддерживает местных активистов и развивает Центр городской культуры — площадку для разных независимых проектов. Их встреча с Баглей была неизбежной и произошла три года назад. Обе Надежды были нужны друг другу: Агишева помогала Баглей открывать чиновничьи кабинеты, а Баглей Агишевой — открывать долины малых рек. Она заставила будущего депутата спуститься по склону речки Ивы, чтобы та увидела все своими глазами. Первое, что они сделали, когда Агишева села в думское кресло,— попытались собрать вокруг себя всех активистов, так или иначе заинтересованных в развитии речных долин, и описать проблемы, которые мешают этому развитию. Проблемы обнаружились буквально везде и во всем. И главная из них была связана с правом собственности.

Дело в том, что большинство дачных домиков, которые в советское время занимали речные склоны, давно разрушились, а земля под ними осталась во владении садоводов. Город за десятилетия разросся, многие участки земли взлетели в цене, и бывшие садоводы задумались о том, как бы с наибольшей выгодой их продать — не важно кому, хоть бы и какому-нибудь застройщику. А по закону, режим особо охраняемых территорий, необходимый для того, чтобы к речным долинам стали относиться подобающе, на частных землях устанавливать нельзя. Поэтому активисты сосредоточились на тех проблемах, до которых могут дотянуться, в надежде на то, чтобы к моменту обновления законодательства речные долины не оказались похоронены под тоннами мусора или застроены высотками.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Задание выполнено Задание выполнено

Дэниел Крейг о ненависти, боли и всеобщей любви

GQ
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
«Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии» «Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии»

Каким было отношение населения Румелии к российской армии

N+1
Готовимся к посевному сезону: ученый рассказал, какие растения нужно сажать в феврале Готовимся к посевному сезону: ученый рассказал, какие растения нужно сажать в феврале

Какие культуры для посадки выбрать в зимой и как правильно подготовить почву

ТехИнсайдер
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Орхидея отрастила «палец» для самоопыления Орхидея отрастила «палец» для самоопыления

Как орхидея адаптировалась к нехватке опылителей в темном подлеске

N+1
Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги

Как снять стресс, когда времени ни на что не хватает?

Psychologies
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету

Высокая роль импорта в российском ТЭКе уходит корнями в период глобализации

Монокль
Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил

Как выбрать подходящую зубную пасту и каких результатов от нее ждать?

ТехИнсайдер
Выбор бизнеса: бегать или договариваться? Выбор бизнеса: бегать или договариваться?

Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов?

Монокль
Вклады в жалобах Вклады в жалобах

Почему растут жалобы на начисление процентов по вкладам и их рекламу

Ведомости
Открыть в приложении