От имени руин
Десять советов министру культуры Ольге Любимовой после ее визита в усадьбу Никольское-Урюпино.
В конце мая министр культуры Российской Федерации неожиданно для всех приехала в подмосковную усадьбу Никольское-Урюпино. Действительно неожиданно: визит широко не анонсировался; насколько я знаю, даже занятые проблемами культурного наследия сотрудники министерства узнали о нем из газет.
Министр походила по двору перед «Белым домиком», заросшему травой, заваленному мусором и обломками лепного декора раннего русского классицизма, поглядела на упавшую колонну портика; затем прошла внутрь, бродила в потемках по обшарпанным комнатам и залам, смотрела на обваливающиеся потолки с дырами в нежных росписях, разбитые кафельные печи, осыпающуюся лепнину. После чего прошла к «Большому дому» усадьбы Никольское-Урюпино, некогда поражавшему богатством внутреннего убранства и обстановки. В последние годы от него остался, по сути, один остов.
Возле него Ольга Борисовна сказала приехавшим с ней общественникам и журналистам, что Минкультуры России проследит за проведением противоаварийных работ в усадьбе и что начинать их нужно как можно скорее, поскольку пошли весенние дожди. (Для «Белого домика», на котором худая крыша, они означают гибель сохранившихся остатков убранств интерьеров — росписи просто смоет, лепнина намокает и падает.) «Это хороший пример того, как профессиональные реставраторы могут работать вместе с волонтерами. Здесь есть чем заняться людям, любящим это место и желающим помочь. А есть часть работ, которую будут выполнять уникальные специалисты,— сказала Ольга Любимова.— Необходимо быстрее получить все разрешения, начать реставрацию и взять это на контроль».
Житель Никольского-Урюпина Николай Петров сказал в ответ: «Мы готовы в порядке общественной инициативы провести аварийные спасательные работы самостоятельно, за счет добровольных пожертвований волонтеров». Местные жители также пожаловались на отсутствие в усадьбе систем безопасности и пропускного режима, «что повлекло мародерство и разрушение». Минкультуры обещала обеспечить круглосуточную охрану наиболее ценного «Белого домика».
С выездом на место
Было это все не только неожиданно, но и необычно. Причем настолько, что ряд особенностей хотелось бы подчеркнуть. Начать с того, что это был первый выход недавно назначенного министра культуры в новый для нее волшебный мир охраны культурного наследия в России. И приехала она не на свежеотреставрированный, с иголочки, объект — к чему мы привыкли,— возле которого так приятно стоять перед телекамерами и рассказывать о достижениях. А на объект весьма проблемный, практически погибающий. Больше того, на мой взгляд, пообещать его быстро начать спасать (после того как двадцать с лишним лет только губили) — значит рисковать своим имиджем: не дай бог что-то не заладится, вспомнят и этот визит, и эти слова.
Кстати говоря, министр формально занималась в Никольском-Урюпине не своим делом: полномочия по госохране этого объекта — у Главного управления культурного наследия Московской области, усадьба — в частной собственности у юридического лица. Вот только те, кто по должности обязан был следить за сохранностью редкого образца классического усадебного искусства, делали это так хорошо и эффективно, что градозащитники и местные жители весной 2020 года сами начали собирать средства на ремонт крыши над «Белым домиком». Это, конечно, само по себе национальное позорище, что для спасения памятника архитектуры национального значения общественники должны пускать шапку по кругу, но еще большим позорищем стала бы окончательная утрата памятника.
Я не знаю, когда начнется и закончится полноценная реставрация этой усадьбы, но спустя полторы недели после приезда Ольги Любимовой в Никольское-Урюпино крышу над «Белым домиком» перекрыли новым рубероидом. Так что первый выход министра в мир наследия оказался очень кстати. По всему этому набору причин ваш обозреватель и решил написать Ольге Любимовой нижеследующее письмо.
Письмо министру культуры
Уважаемая Ольга Борисовна, один мудрый, но циничный дипломат позапрошлого века сказал: «Бойтесь первого движения души: оно, как правило, самое благородное». Если ваша первая в ранге министра поездка в русскую усадьбу — из этого разряда и с серьезными намерениями, то таких движений не нужно бояться, но стоит чаще повторять.
Личный пример и личная инициатива в наших широтах особо заразительны. Несчастное Никольское-Урюпино в последние 25 лет служило нашим культурным менеджерам полигоном для разных экспериментов. Его переводили из памятников федерального значения в региональные, чтобы сподручнее было приватизировать. Его отдавали в аренду то небезызвестному предпринимателю Брынцалову, то другим фирмам, концов которых не сыскать в мировых офшорах. Затем годами вели с ними судебные тяжбы (излагать их историю здесь не место и не время), не в силах принудить оных исполнить взятые на себя обязательства по восстановлению усадьбы. «Белый домик» осыпался, «Большой дом» несколько раз горел. И если для того, чтобы починить худую кровлю над выдающимся памятником архитектуры, бедствующим четверть века, необходим личный приезд федерального министра, это как нельзя лучше характеризует нашу систему охраны культурного наследия.