Черное без черного
Картина Огюста Ренуара, на первый взгляд, кажется бесконфликтной, однако она скрывает в себе глубокие противоречия времени
Зрителя, знакомого с искусством XIX века, удивит, что Ренуар выбирает в качестве моделей девушек, одетых в черное. Это противоречит любви импрессионистов к чистым и сияющим краскам. Вооружившись теориями физика Максвелла и физиолога Гельмгольца, художники экспериментировали с визуальным восприятием цвета, подбирая сочетания так, что создавалось ощущение «одновременного контраста»: усиленного впечатления яркости и звучности цвета. Вот только черный (как и белый) не является цветом, а значит, этой краске не место на палитре художника. И хотя Ренуар, в отличие от своих коллег, восклицал, что «черный – королева всех цветов!», он все же пишет наряды своих героинь, используя оттенки синего, лилового и серого.
Второй парадокс – жанр картины. «Девушек в черном» формально можно считать портретом: героини Ренуара к зрителю так близко, что, кажется, их можно коснуться рукой. Однако мы не ощущаем психологического контакта с ними. Их мечтательный взгляд направлен не на зрителя, а куда-то в пространство фантазии. Черты лиц девушек лишены яркой индивидуальности, это миловидные «француженки вообще». Ренуар показывает красоту внешнего мира, но ничего не говорит о мире внутреннем: откалиброванный глаз импрессиониста с легкостью захватывает солнечный свет, но не чувствителен к спектру психологических состояний.
И третий парадокс: живопись обратилась к реалиям своего времени, однако работы импрессионистов не раскрывают движущие силы и глубокий драматизм своей эпохи. Девятнадцатое столетие – время социальных и политических потрясений, бурного технического прогресса, меняющего облик повседневности. Но всего этого нет в безмятежной картине Ренуара.
Импрессионизм занимает особое место в истории искусства: между чопорной классикой и провокационной современностью. С одной стороны, отказ от «благородных» тем и традиционной иерархии жанров: литературные и библейские сюжеты уже не играют значительной роли, художники не помещают в картины символы и зашифрованные послания, как это делали старые мастера. С другой стороны, импрессионизм – это еще не привычное нам современное искусство: нет критического заряда, художник не ведет со зрителем ни интеллектуальной игры, ни борьбы за лучшее будущее. Автор предлагает наслаждаться тем, что перед глазами: девушки гуляют под зонтиками, молодые люди в соломенных шляпах обсуждают