«Нужна деэскалация противостояния с Западом»
Какой будет программа развития и модернизации страны во время нового политического цикла и решение каких проблем станет для будущего правительства приоритетным? Об этом «Огонек» поговорил с председателем правления Института современного развития (ИНСОР), профессором НИУ ВШЭ Игорем Юргенсом
Игорь Юрьевич, какая задача для новой-старой власти самая приоритетная?
— В экономике таких задач десятки и все первоочередные, но что бы я вам ни назвал, это не реализовать, если власть официально не заявит цель — добиться повышения благосостояния людей в мирном международном окружении. Сегодня мало кто произносит это вслух, но, как говорили в годы холодной войны, нужна разрядка напряженности. Без нее развития экономики в отдельно взятой стране не будет. Если Россия будет и дальше жить с ощущением, что она — осажденная крепость, понятно, что никакой разрядки ждать и не следует. Напротив, будем всеми силами готовиться к войне. Заниматься экономикой в момент, когда национальная идея — противостояние, де-факто невозможно. Мобилизационная и инновационная экономики — не просто разные понятия, а взаимоисключающие. И на сегодня нет более приоритетной задачи, чем сохранение мира. С этого и надо начинать любые экономические изменения — с деэскалации нынешнего противостояния с Западом.
— В последнее верится с трудом после презентации в Манеже...
— Мы же о том, что надо делать, а не о том, что власть сделает. Сокращать так называемый непроизводственный сектор надо в обязательном порядке. А силовики и армия как раз и являются этим самым сектором: танк ничего, кроме разрушения, не производит, а вот станок способен создать нечто, как и человек, в чье образование для работы на этом станке государство вложило деньги. Согласен, что и армия, и ВПК нам нужны, весь вопрос в количестве. Более того, поставим вопрос иначе: нужно ли такое наращивание силы, если по внешнему периметру напряжение ослабнет? Ответ очевиден. Значит, очевидна и иная мысль: хотим сокращения военных расходов, нужно добиться разрядки. В противном случае суперновым оружием скоро некому будет управлять при нынешнем уровне финансирования системы образования. Кстати, о модернизации... Она назрела во всех отраслях экономики. Вот вам одна из насущных реформ — технологическая. Но она, конечно, тесно связана с переменами в соцсекторе — с увеличением трат на образование, науку, культуру и здравоохранение. «Сага» с российской Академией наук (РАН) завершается, но что мы предполагаем вместо этой структуры? Где те технологии, которые поставят нас вровень с первой десяткой стран, технологический разрыв с которыми пока только углубляется. Проблема в том, что модернизация сегодня неразрывно связана в сознании власти с западным влиянием. Отчасти это и объясняет сделанную Кремлем ставку на стабильность в ущерб реформам. Пора сменить парадигму. И обязательно запускать реформы не пакетом президентских указов, а путем принятия законов. Особенно если речь идет о таком сложном вопросе, как, например, новая приватизация.