Непосильные льготы
Власть демонстрирует поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса: МСП были обещаны особые условия участия в госзакупках, а в карантин — полугодовая отсрочка по налоговым платежам и даже списание части из них, «зарплатные кредиты» под 2 процента годовых и разовые субсидии. Однако это явно не помогло. Эксперты все чаще говорят о том, что Россия стремительно теряет «поголовье» МСП. В чем же дело?
«Огонек» попытался разобраться в этом вопросе, предоставив слово руководителю одного из малых предприятий, знающему на собственном опыте, что значит для МСП принять участие в тендере и госзакупке. Монолог Марии Малой (имя, по понятным причинам, изменено) приводим без купюр.
— На помощь государства в коронавирус могли рассчитывать только «особо пострадавшие отрасли», перечисленные в опубликованном властями специальном списке. Его составители, наверное, обладают нетривиальным взглядом на ситуацию: в карантин было запрещено работать всем без исключения, а пострадали, если верить официальным документам, не все. Мы, например, как предприятие, производящее оборудование для услуг связи, согласно тому списку, пострадавшими не являемся, хотя завод был закрыт все три месяца, при том что зарплаты рабочим исправно выплачивались, а заказов и денег не поступало. Но первая же попытка обратиться в Сбербанк за обещанной от государства помощью была пресечена на корню: нам разъяснили, что тем отраслям, что в заветный список не попали, рассчитывать на льготные кредиты, рассрочки и субсидии нечего. Известно: спасение утопающих — дело рук их самих. При условии, конечно, ожившего рынка или хотя бы госзаказа. А вот с последним все не так просто, по крайней мере для МСП.
Что бы ни заявляли власти, но система госзакупок по-прежнему не слишком ориентирована на то, чтобы активно вовлекать МСП. Такое ощущение создается у каждого, кто сколь-нибудь серьезно оказался погружен в ситуацию. Начать с того, что информация о том, какие тендеры и на какие точно суммы, когда и где будут проводиться, де-факто отсутствует в открытом доступе до последнего момента. Хотя закон говорит вроде как иное. Согласно ФЗ-223 и постановлению правительства России №1552 (2014) «Об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг…» все госкомпании и юрлица с активами и (или) выручкой свыше 2 млрд рублей в год обязаны предоставлять МСП 10–18 процентов от своих годовых объемов закупок. И уведомлять о планах насчет проведения тендеров в единой информационной системе не позднее 1 февраля. И они это делают. Уведомляют, но в самых общих чертах. Например, пишут о проведении в рамках программы развития услуг связи в октябре — ноябре закупок материалов и ТЭО работ по оказанию услуг связи в таком-то районе такого-то субъекта РФ. Конкретные материалы, объемы, сроки, суммы — все появится позднее. Как правило, за неделю до того, как тендер будет закрыт. Максимум — за пару недель, но такое редкость. Оно и понятно: заказчики предпочитают иметь дело со «своими» поставщиками из числа МСП и им-то информацию сливают заранее, что позволяет лучше подготовиться к торгам и с точки зрения сбора документации, и по части оформления допуска к тендеру. Опыт показывает: чем раньше становится известно о грядущем конкурсе, тем больше шансов на победу. Если же информация приходит за неделю до события, удача может и не улыбнуться, а вот суетиться, чтобы мелькнула хотя бы надежда на заработок, приходится очень и очень много.
Заcheck-inся
Еще недавно, прослышав о том, что на такой-то электронной площадке планируются торги по интересующей теме, нужно было спешно подавать документы на участие в тендере. Теперь же дорога стала на шаг длиннее — сначала требуется зарегистрировать компанию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Все бы ничего, но процедура не из легких. Проходит она на портале «Госуслуги», а официальная инструкция ее прохождения предполагает, что у исполнителя будет IQ не ниже 200. Не для слабонервных эта процедура, уж точно. За годы учебы в МГУ, на МВА, где были сотни заполненных анкет и освоенных компьютерных программ, мне приходилось встречаться и с более сложными задачами, но эту регистрацию можно смело включить в десятку сложных. Хорошо, что интернет полон отзывов тех, кто проторил эту дорогу до меня и потом выложил в Сеть пошаговую стратегию преодоления этого бюрократического лабиринта. Но на то, чтобы преодолеть эту преграду самостоятельно, далеко не всем хватает терпения и времени. Для них — десятки предложений помощи, не безвозмездной, конечно. Регистрация в системе ЕСИА «под ключ» стоит в среднем около 15 тысяч рублей. Немного? Но это только начало. Наличие регистрации в ЕСИА всего лишь открывает пусть к госзакупкам. Не к конкретным торгам и лотам, а всего лишь к самой системе. Для того чтобы поучаствовать в тендере, требуется еще потратить усилия и средства.