Министры без диплома
Среди немецких политиков новая мода — политики-недоучки. Откуда она пошла? Скоро ли кончится? И какие козыри для карьеры сегодня важнее диплома?
До выборов в Бундестаг еще год, а в Германии уже началась предвыборная борьба. Пока она идет внутри партий, но уже на этом этапе начинает просматриваться: это борьба не столько идей, сколько поколений. Во всех парламентских партиях с авансцены уходят ветераны (начиная с Ангелы Меркель, ХДС), и на их место рвется молодежь.
Самые юные сменщики, как водится, у «зеленых»: среди кандидатов в депутаты от этой партии 20‑летние активисты борьбы за спасение климата Якоб Блазель и Карла Реемтсма (оба — из немецкой команды Греты Тунберг). Молоды (впрочем, уже относительно) претенденты «зеленых» и на пост канцлера — Роберт Хабек (50 лет) и Анналена Бербок (40 лет). Это не говоря уж о консервативной ХДС: для христианских демократов 40‑летний глава Минздрава Йенс Шпан, который рвется в преемники Меркель, молод просто невероятно.
Но наибольший шум вызвал социал-демократ Кевин Кюнерт, заявивший на днях о намерении стать депутатом в свои какие-то 30 лет. К слову, он уже три года возглавляет союз молодых социалистов (JUSOS) и благодаря своим ораторским и организаторским способностям стал популярным и раскрученным в медиа персонажем. Но не спасло даже это: едва Кюнерт заявил о намерении бороться за место в парламенте, на него обрушился поток критики и издевок. Пафос, можно сказать, отеческий: не закончил высшее образование, ни дня не работал руками (на заводе или в мастерской), а значит, не знает жизни.
Даже доброжелатели осаживают. Скажем, Зигмар Габриэль, в недавнем прошлом глава МИДа и председатель СДПГ, таланты Кюнерта признает, но для их реализации советует ему доучиться. А эксканцлер и экс-глава СДПГ Герхард Шрёдер выражается откровеннее: доучиться стоит, чтобы потом, по окончании политической карьеры, не умереть с голоду.
Сам Кюнерт, впрочем, ситуацию воспринял спокойно — он вообще ведет себя флегматично, пока не поднимется на трибуну. Что касается советов на тему о том, что ему делать дальше, то молодой политик уверен: успешны лишь те, кто следует своим устремлениям и своим принципам. Кюнерт вот убежден, что рожден для политики, причем подходит к ней с очень социалистическими принципами. В СДПГ пошел по призванию в 16 лет, еще гимназистом, и ничем другим, кроме партийной работы и политики, заниматься не собирается. Да, признает лидер JUSOS, в университете он тоже хотел учиться, но сочетать учебу с активной работой в политике невозможно: что-то будет страдать. И он предпочел не бросать политику.
Голосуют ли избиратели за дипломы?
Кюнерт, однако, только вершина айсберга. А состоит этот айсберг в том, что ни один действительно молодой человек, претендующий на заметную роль в федеральной политике Германии, высшего образования не имеет и не может иметь.
Все просто: надо лишь посчитать. До 27 лет он — в финансовом смысле, по крайней мере — рассматривается как ребенок: до 27 ему даже детское пособие (Kindergeld) полагается, чтобы мог без проблем учиться. Где учиться? В гимназии — до 22–23 лет, затем большинство желает годик подумать, чего хочет в жизни, потом еще 5–6 лет — учеба в университете, у большинства она затягивается на 8–10–12 лет. И только после этого человек созревает, как принято считать, для политической работы. Однако, чтобы стать реальным и серьезным политиком, этот багаж — не гарантия. Чтобы преуспеть на политическом поприще, надо прежде всего быть очень активным в партии.
Тут, к слову, надо учитывать и роль партий в современной немецкой политике (хотя, впрочем, не только в ней). Главу исполнительной власти — канцлера, важнейшую фигуру страны, выбирает не народ, а партия, набравшая большинство на парламентских выборах. При этом у избирателя два голоса — один он отдает за партию, другой — за конкретного кандидата из своего региона. Так что успех любой партии на выборах зависит не только и не столько от популярности ее лидеров, сколько от активности и популярности ее членов, кандидатов в депутаты в избирательных округах. Естественно, лишь единицам удается сочетать активную работу в партии с учебой. Есть у этого айсберга и еще одна, даже более глубокая, часть. Вопрос о том, будет ли человек учиться в университете, решается, когда детям нет и 10 лет. Причем решение принимает школа, мнение родителей учитывается не всегда и не везде. Лишь тот, кого в 7–9 лет (!) учитель сочтет обучаемым, умным, способным, получает возможность идти в гимназию, без которой в университет не попасть. Без гимназии дорогу туда осилят лишь очень старательные, проучившись еще несколько лет. Столь ранняя «селекция» создает немало трудностей и для рынка труда, но изменять систему образования не позволяют родители тех, кого сочли более одаренными и умными.