Не ждали
В Третьяковской галерее открывается юбилейная выставка Ильи Репина. «Огонек» задумался о том, почему Репин до сих пор для нас остается загадкой
Событие беспрецедентное по масштабу: из 35 государственных и частных, российских и зарубежных коллекций собрали 300 работ художника, 170 живописных и 130 графических произведений. После Москвы выставку повезут в Санкт-Петербург, а затем покажут в Париже и Хельсинки. Последняя монографическая выставка Репина проходила в ГТГ 1994 году, когда широко отмечалось 150-летие художника. Очевидно, к новому, хотя и не столь круглому юбилею настало время взглянуть на художника по-новому.
Что же нам мешало сделать это раньше? Почему Бакст или Серов, не говоря уже о русском авангарде, — востребованные герои и темы для современных интерпретаций, а Репин возвращается только сейчас? Медвежью услугу художнику оказала сталинская пропаганда. Она сделала Репина, наряду с Горьким, провозвестником соцреализма, акцентировала его народничество и социально-критический пафос. Да, мы знаем Репина как великого передвижника, не задумываясь о том, что рамки эти для него тесны и несправедливы. Хрестоматийная известность «Бурлаков на Волге», «Не ждали», «Запорожцев», «Ивана Грозного и сына его Ивана» и других репинских шедевров привела к тому, что о художнике неинтересно размышлять и спорить. Вот она, ловушка, подстерегающая актуального художника: его искусство представляется понятным, кажется, в нем есть только сюжет, да и тот на поверхности. Хотя уже одно то, что названия многих картин стали мемами еще при жизни художника, свидетельствует: точность взгляда и понимания драматургии (а что есть его картины, как не эпические драмы!) у Репина была феноменальная.