Не так называемый
Старинному русскому городу Романову-Борисоглебску хотели вернуть историческое имя. Но жители возмутились, организовались и с боем отстояли советское название Тутаев. Почему, выяснял «Огонек»
Московский политтехнолог, присланный областным ярославским правительством, сразу предложил местным чиновникам повесить рядом портреты Ильи Тутаева и святых князей Бориса, Глеба и Романа (этот замученный ордынцами рязанский князь по одной из версий причастен к основанию города). Зачем? А чтобы жители могли выбирать наглядно.
— Я спросила: вы что, издеваетесь? От него ведь и портрета толкового не осталось,— вспоминает управляющая делами Тутаевского района Светлана Балясникова.
Красноармеец Илья Павлович Тутаев был парень молодой и ничем не примечательный, потому единственная сохранившаяся нечеткая фотокарточка относится к периоду его службы в лейб-гвардии егерском полку. На ней Тутаев запечатлен в кивере — официальной части парадного мундира. Позже, идеологически чуждый убор с помощью ретуши заменили кепкой. А памятник напротив районной администрации — и вовсе чистая фантазия скульптора.
Стоит этот монумент в небольшом парке, который лет десять назад превратили в туристический аттракцион под названием «Сквер СССР». Сюда притащили статуи пионеров и студентов, бюст Маяковского, 21-ю «Волгу» и ушастый «Запорожец». Смотрится мило, но, по признаниям районного управления по культуре и туризму, привлекает от силы одного туриста из 20, что доезжают до города. Остальным подавай церкви с фресками XVII века, купеческие домики и старую пожарную каланчу. На худой конец музей романовской овцы. Эта известная на всю страну порода здесь выведена и названа в честь города. Еще были особые романовские гвозди, романовский равендук (это такая ткань для парусов), лодки-романовки, романовский лук и романовская школа иконописи. В общем, все, чем можно было бы приманить современного туриста, путешествующего по Золотому кольцу, связано со старым именем города. 40-тысячный Тутаев вообще единственный населенный пункт с советским названием среди тех, что входят в главный туристический маршрут страны. И просвещенная городская общественность этим очень недовольна.
— Помню, в Екатеринбурге на одном церковном мероприятии я сказал, что из Тутаева. Реакция сразу какая была: «А, молодой советский город, смотреть нечего». Пришлось объяснять, что у нас тут XIII век,— рассказывает отец Антоний, настоятель Крестовоздвиженского храма на левом берегу Волги.
Шатровая колокольня, деревянные дома вокруг, травяные улицы, пейзажи — один в один поленовский «Московский дворик». Недаром здесь, на левой стороне, так любят снимать историческое кино. Изначально именно эта левобережная часть была городом и уездным центром. Основанная еще в XIII веке, она носила имя Романов. Борисоглебск на правом берегу появился позднее, как рыбацкая слобода. Екатерина II сделала ее заштатным городом, а Александр I объединил правый берег с левым в единый Романов-Борисоглебск.
Соперничеством купцов с двух берегов объясняется, в частности, обилие церквей в городе. Впрочем, и сейчас левая и правая стороны живут наособицу: у каждой отдельная полиция, своя скорая помощь.
Если бывший Романов так и застыл в XIX веке, то Борисоглебск имеет вид обычного постсоветского провинциального города: старинные дома с вкраплениями огородов и новостроек. А на его дальней от Волги окраине в 1970-х вырос огромный микрорайон Тутаевского моторного завода — фактически третий город. После той комсомольской стройки население Тутаева выросло в несколько раз. Теперь тут трубы, пустыри, пяти- и девятиэтажки, громадная промзона. Типичный моногород с живым, но не очень активным производством.
Моста между двумя сторонами нет до сих пор. Летом ходит паром: 29 рублей с человека и 240 — с машины. Зимой ставят пешую ледовую переправу. А в межсезонье и дурную погоду приходится добираться в объезд. Это больше часа: через новый район Ярославля, окружную, эстакады, мост и еще несколько деревень на том берегу. Целое путешествие. Некоторые жители так ни разу его и не делали.
У ржавого парома встречаем тутаевского депутата Ярославской областной думы Алексея Калганова. Он мерзнет на ветру в сером костюме, но любуется берегами. «Да вы сравните тот же Плес и наши холмы, наши храмы. Даже коммунисты признают, какая у нас тут красота».
Депутат — горячий сторонник переименования. Как и многие культурные тутаевцы, он уверен, что для полноценного туристического успеха не хватает малости: исторического имени и бюджетных денег на благоустройство.
Город неизвестного солдата
Даже по советской версии, ничего особо героического Илья Тутаев не совершил. Во время Ярославского восстания, поднятого эсером Савинковым и генералами Добровольческой армии, в Романове-Борисоглебске все было спокойно: Гражданская война, по сути, обошла тихий городок стороной. Тут стоял красноармейский гарнизон, в распоряжении которого имелся колесный пароходик «Товарищ крестьянин». Прослышав, что в районе дачи ярославского городского головы Лопатина замечены белогвардейцы, отряд из 20 человек погрузился на «Товарища крестьянина» и 10 июля 1918 года отправился на разведку. На даче передовая группа попала в засаду, и Тутаев был убит. А 7 ноября город торжественно переименовали в честь красноармейца.