Лишнее высшее
Новый тренд на рынке труда: впервые за двадцать с лишним лет высшее образование перестало быть конкурентным преимуществом молодежи при устройстве на работу. Работодателей перестали интересовать дипломы соискателей. Главным стал опыт работы, а также «полезные связи». И молодежь быстро решила, что теперь долго учиться не нужно. Это показало свежее исследование РАНХиГС. «Огонек» разбирался, почему вдруг обесценилось высшее образование.
Лишь третья часть молодых людей считает качественное высшее образование важнейшим фактором при устройстве на работу (33 процента юношей и 34 процента девушек). Гораздо большее значение, по их мнению, имеют опыт работы, готовность много трудиться и нужные связи. Это показало исследование Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) «Трудоустройство молодежи: опыт работы или хорошее образование». С 2015 года ЦЭНО был запущен мониторинг трудоустройства молодежи, в котором изучаются приоритеты молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет (были опрошены более 1830 человек) при устройстве на работу в Ивановской, Свердловской и Новосибирской областях. И вот не очень ожидаемый результат: высшее образование перестало быть основным конкурентным преимуществом на рынке труда.
Из семи крупных сфер занятости — промышленность, бюджетная сфера, услуги, госуправление, правоохранительные структуры, финансы и информационные технологии — последняя больше всего заставляет задуматься. Здесь более половины (56,1 процента) молодых людей считают, что высшее образование вовсе не обязательно для получения перспективной работы. Хотя именно в этой сфере самая высокая доля молодых работников с университетскими дипломами. В то же время высшее образование в большей степени важно для тех, кто работает в области финансов (почти 70 процентов), госуправления (66,5) и правоохранительных структурах (65,1 процента).
Молодежь не хочет учиться? Нет, напротив. Речь о том, что далеко не все полученные в вузе знания находят применение в работе. А стало быть чего мучиться? Больше всего довольны своим образованием те, кто занят в силовых структурах (88,5), госуправлении (81,3) и строительстве (80,4 процента). А не хватает университетских знаний преподавателям (48,4), творческим работникам (47,4) и ученым (60 процентов). Словом, все в порядке там, где требуется четкое исполнение приказов начальства. Где требуется самостоятельное мышление, там проблемы. Не таков ли портрет нашей сегодняшней экономики?
Социологи, кстати, давно заметили снижение ценности высшего образования — где-то после 2010 года. По данным ФОМ, в июльском замере этого года на вопрос «Согласны ли вы или нет с тем, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей?» положительных ответов стало на 18 процентов меньше, чем в 2008 году — 58 против 76 процентов. И почти зеркально — на 20 процентов — выросла доля отрицательных ответов — с 19 до 39 процентов.
Бум кончился?
Во второй половине 90-х годов, после нескольких лет спада, в нашей стране начался бум высшего образования. Спрос на вузовские дипломы нарастал как снежный ком. В 2000 году практически все выпускники школ поступали в вузы. Через два года число первокурсников на 200 тысяч превышало число выпускников школ. Заговорили о феномене всеобщего высшего, с ним же связывали надежды на экономический прорыв. В те же годы начался кризис нашего среднего профессионального образования (СПО). Университетский диплом стал главным приоритетом на рынке труда. Двинувшая вперед после долгого застоя экономика породила взрывной спрос на образование. Общее количество вузов увеличилось с 762 в 1995 году до 1134 в 2008 году. А число студентов за те же годы выросло с 1752,6 до 3457,2 тысячи человек. А вот после кризиса 2008 года число вузов стало сокращаться, да и армия студентов тоже. Похоже, есть прямая зависимость между ростом экономики и потребностью в квалифицированных кадрах.
В конце 90-х, кстати, появилось несметное число частных вузов, а госуниверситеты начали принимать студентов на платное обучение. Причем частные вузы в начале нулевых давали знания, которые нельзя было получить в госвузах, особенно в сфере современного бухучета, менеджмента и юриспруденции. Неповоротливая машина государственного образования явно проигрывала быстро сориентировавшемуся в требованиях зарождающегося рынка частному сектору.
К середине нулевых годов государственные вузы перестроились, обновили учебные программы и преподавательский состав. На рынке труда сложилась дифференциация вузов по востребованности выпускников: очень хорошие, средние и слабые. Потом такое разделение было подтверждено рейтингами вузов. Лучшие абитуриенты, естественно, хотели учиться в топовых вузах: их диплом был гарантией хорошего трудоустройства и будущей карьеры (это прямо подтверждают социсследования. На вопрос: «Зачем вам диплом?» основной ответ: «Возможность получить хорошую работу и сделать карьеру»). А частные вузы постепенно теряли свое преимущество в подготовке кадров. Лучшие из них сосредоточились на дополнительном образовании, и если и конкурируют с государственными, то лишь по цене платного обучения. А худшие превратились в конторы по сбору средств, где за деньги выписывали дипломы всем желающим. Сейчас таких почти не осталось.