Куда пойдет молодежь
Первое сентября в Белоруссии виделось активистам протестных движений как некий новый рубеж — в telegram-каналах говорили о «дне, когда Беларусь остановится, чтобы потом завестись». Беларусь не остановилась и далеко не вся завелась. Однако процесс в самом разгаре. «Огонек» присмотрелся, из чего он соткан и по каким законам развивается
Идея масштабных выступлений, приуроченных к 1 сентября, активно продвигалась в популярных Telegram-каналах, «назначивших» на этот день «самую массовую забастовку» в истории страны: остановить работу призывали всех — от ипэшников до заводчан. Специально под событие платформа «Честные люди» (создавалась к выборам для «защиты голосов и предупреждения фальсификаций») придумала яркие агитплакаты и предлагала всем репостить их по соцсетям. Картинки действительно заполонили интернет, а вот с «остановкой» в реальности ничего не вышло. Призывы проигнорировали как госпредприятия, так и частный мелкий и средний бизнес. Спросила у знакомой, которая размещала у себя в Instagram-профиле информацию по забастовке, поддержала ли она саму акцию. «Что ты, я в отпуске»,— призналась девушка, подкрепив свою позицию улыбающимся смайликом.
Зато на улицы Минска с самого утра начали выходить колонны студентов. Для справки: в белорусской столице расположено чуть больше 20 из 50 вузов страны. Если взглянуть на карту города, то почти половину проспекта Независимости занимают учебные корпуса и общежития — от Белгосуниверситета в самом начале до Белорусского национального технического в самом конце. На протяжении июля и августа все они были абсолютно пусты, а потом буквально за один день резко наполнились десятками тысяч молодых и горячих.
Куда пойти учиться?
По большому счету, в нынешних условиях неизбежность подключения новых участников к протестам была очевидна. Поэтому меры, что называется, приняли. В некоторых университетах заселение в общежития проходило только в понедельник, 31 августа, хотя в предыдущие годы оно, как правило, начиналось за неделю до 1 сентября. Таким образом администрации вузов пытались предотвратить выход своих студентов на митинги в выходные. Деканаты отдельных факультетов в неформальной обстановке даже предупредили подопечных мужского пола: если выйдете на улицы и вас задержат, то гарантировано не только отчисление, но и повестка на службу в армию.
Поэтому, в общем, не удивительно, что старт первосентябрьскому протестному маршу дал самый женский вуз Минска — лингвистический. В течение дня к ним присоединились студенты из ведущих вузов — Белорусского госуниверситета (БГУ), Белорусского национального технического (БНТУ), Белорусского госуниверситета информатики и радиоэлектроники (БГУИР), Белорусского госуниверситета культуры и искусств (БГУКИ) и других. Молодежь шла по улицам, выкрикивая лозунги и пытаясь объединиться в большие группы, но ей все время мешали милиционеры, которые, невзирая на юный возраст протестующих, затаскивали их в служебные машины и отправляли затем в РУВД. Причем выхватывать из толпы старались парней. Хотя девчонки в обиду их не давали — нередко прикрывали буквально собой.
Со стороны могло показаться, что вот оно в действии, гендерное равенство молодого поколения, слившегося в протестном порыве. Но не стоит, однако, упускать из виду и то, что протестные настроения в студенческой среде Белоруссии начали накапливаться год назад — когда Министерство обороны приняло поправки в законодательство о срочной службе в армии. Сделано это было не на ровном месте, а из-за систематического недобора новобранцев.
Тогда министр обороны страны обратил внимание: в Белоруссии 76 категорий граждан, которые не подлежат призыву или имеют право на отсрочку. В то время как в соседней России — 28, на Украине — 34. Список решили подсократить и в первую очередь за счет отсрочек на продолжение образования, которые раньше можно было получать бесконечное количество раз, а после вступления в силу поправок — единожды. Иными словами, после бакалавриата сразу пойти в магистратуру белорусам теперь нельзя, сначала — служба, а потом образование.
Новые правила ожидаемо вызвали серьезное недовольство среди студентов. В интернете стали появляться петиции несогласных с поправками. Зародилось целое движение «#учебаважнее», которое в каком-то смысле подготовило почву для теперешних акций протестов. Во всяком случае, студенческие Telegram-каналы, которые набрали десятки тысяч подписчиков год назад, в последние дни заметно оживились. Вот только требования разрослись на глазах: студенческое братство протестующих требовало и «отставки президента», и «прекращения милицейского беспредела», и «свободы слова», и «отмены провластной пропаганды на парах»...