Контрольная по воспитанию
Не прошло и 30 лет после отказа от советской идеологической догматики в школах, и вот на минувшей неделе госдума приняла в первом чтении поправки к закону об образовании 2012 года. Их суть: введение в учебных заведениях страны всеобщего патриотического воспитания школьников, учащихся СПО и студентов вузов
Как выяснил «Огонек», дело не ограничится только поправками к закону, хотя они сами по себе важны. В Минпросе сейчас разрабатывается новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Он станет еще одной частью нацпроекта в сфере образования. И предусмотренные федеральным проектом средства пойдут на реализацию нового закона, который должен вступить в силу с 1 сентября этого года. Министр просвещения Сергей Кравцов, представляя законопроект в Думе, перечислил его основные и принципиальные постулаты:
— Это формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам его героев. Также в детях будут воспитывать уважение к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде.
Гораздо ярче высказался содокладчик, председатель комитета по науке и образованию Вячеслав Никонов:
— Этот законопроект позволит школе воспитывать победителей.
Кого побеждать будем, Вячеслав Никонов не сказал. А о том, что задача школы не только учить, но и воспитывать, в последние годы говорят все настойчивее. Причем чем хуже учат в школе и чем активнее родители привлекают репетиторов (опрос ВЦИОМа прошлого сентября показывает — больше половины родителей считают, что за последние годы качество школьного образования ухудшилось), тем больше тревожатся о воспитании. Вот и сейчас — на носу ЕГЭ, перенесенный из-за коронавируса на более поздний срок, школьная программа в полном объеме не была пройдена, но главный экзамен все-таки назначен. Как его будут сдавать дети, какие будут результаты, как будут оценивать знания, которые не были получены? Ведь с этим связана дальнейшая дорога ребят… Но нет, куем поколение победителей. Те, кто постарше, тут обычно вздыхают (таким же глубоким и печальным вздохом сопровождались и комментарии наших экспертов, к которым обратился «Огонек»),— они помнят, как велась воспитательная работа в советской школе, какой нудной обязаловкой она была, как высокие моральные принципы, положенные на бумагу методичек и рекомендаций для «проработки», превращались в издевательскую профанацию, на которой всходили блистательные карьеры молодых циников, угробивших тот самый режим, поручивший им воспитывать «победителей» того времени. И вот в ту же реку и с теми же благими намерениями…
Выступая в Госдуме, Вячеслав Никонов заметил:
— Что касается обучения, об этом у нас много написано в законе. Существует много подзаконных актов, и процесс обучения строится на основе федеральных государственных образовательных стандартов и программ, которые существуют в школах. Что касается воспитания, важнейшего компонента образования, то здесь ситуация пока гораздо хуже. И предлагается заполнить эту законодательную лакуну с тем, чтобы создать реально систему воспитательной работы с подрастающим поколением.
«Создать реально!» — обратите внимание. То, что не удалось сделать советской школе, до зубов оснащенной идеологией, карательными аргументами и 70‑летней традицией промывания мозгов молодому поколению, нынешние чиновники берутся осуществить на новом историческом витке. Как же будет преодолен фатальный разрыв между сегодняшним цифровым поколением, нуждающемся в срочном воспитании, и «победителями», которых предстоит вырастить?
Ответ есть. Министр просвещения Сергей Кравцов объяснил, в какой форме будет осуществляться патриотическое воспитание обучающихся. Учителя школ, преподаватели средних и высших учебных заведений будут обязаны составлять «рабочие программы по воспитанию и включать их в примерные учебные программы по предметам». Также министр рассказал, что его ведомство уже разработало «единую примерную программу воспитания школьников для всей страны». Вот тут надо сделать остановку и разобраться, что имеется в виду.
Воспитание под копирку
Годом раньше Рособрнадзор, из недр которого и вышел нынешний министра просвещения, проанализировал около 400 воспитательных программ в школах и выяснил: все они «написаны под копирку и реальной воспитательной работы не ведется». Прочитать эти программы большого труда не составляет — все они висят в интернете. 400 программ, по мнению министра,— это много (хотя составляют всего лишь 1 процент от числа российских школ). Когда-то его предшественница Ольга Васильева в таком же духе говорила об учебниках: «Десять учебников — это не учеба, три учебника — это учеба». Новая программа должна исправить этот, как считает министр, недостаток.
Действительно, сегодня в каждой школе есть программа воспитательной работы. Она составляется школой на основе разработанной несколько лет назад и рекомендованной министерством программы духовно-нравственного развития школьников. И написана она так, что понять ее трудно, а изменить в ней чтонибудь невозможно. Поэтому все учителя и пишут одинаково, как под копирку: «Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям…»