«Государство все равно слабее экономики»
План экономического восстановления страны дорабатывается правительством не первый месяц. Президентские совещания по реализации мер поддержки экономики и социальной сферы проводятся постоянно. Пока речь идет в основном о раздаче денег предприятиям и некоторым категориям населения. Обеспечит ли это новое качество экономики, которая начала стагнировать еще с 2015 года, а теперь вошла в коронавирусный кризис? И не пришло ли все-таки время запустить экономические механизмы? Об этом «Огонек» поговорил с заместителем директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрием Кувалиным.
— Дмитрий Борисович, власти ставят вопрос о новом качестве экономики и ее дина‑ мичном развитии. Что нам известно о ее нынешнем состоянии?
— Думаю, точных цифр сейчас никто не даст. Но у нас в институте есть результаты июньского опроса руководителей предприятий. На вопрос: «Пострадало ли ваше предприятие от событий, связанных с эпидемией коронавируса?» — 71 процент респондентов ответили положительно. Еще 24 процента сказали, что это может случиться в будущем. О том, что у них все в порядке, заявили лишь 5 процентов. Эти данные, конечно, неполные. Но выводы делать можно.
В инновационном бизнесе есть понятие — «долина смерти». Это период, когда уже надо много работать, а денег еще не платят. Сейчас в такой «долине смерти» оказались многие российские предприятия, особенно из числа средних и малых. Поддержка бизнеса со стороны правительства в предыдущие месяцы, в том числе замораживание ряда налоговых выплат, субсидии на выплату заработной платы из расчета одного МРОТ на человека, безусловно, были необходимы. Кстати, вариант антикризисного плана, который правительство представляло 3 июня, предусматривал суммарные расходы на поддержку экономики в размере около 2,5 процента ВВП. В Европе и США объемы такой поддержки экономисты оценивают в 15–25 процентов ВВП. Но я должен сразу сказать, что в нашей стране в условиях нынешнего кризиса обойтись без прямой раздачи людям государственных денег было нельзя. Речь не обо всем населении. У нас много слабых и необеспеченных, которые без поддержки государства и общества довольно быстро могут впасть в беспросветную нищету. Это инвалиды, пенсионеры с крошечными пенсиями, многодетные семьи и некоторые другие группы населения. Разумеется, в данный момент им нужна дополнительная финансовая помощь
— Была ли эффективной для предприятий помощь государства?
— Она была необходимой. А насчет эффективности… На вопрос: «Смогло ли ваше предприятие воспользоваться мерами поддержки, обещанными федеральными властями в связи с пандемией коронавируса?» — положительно ответили 9 процентов руководителей предприятий, не смогли воспользоваться 69 процентов. Я думаю, для сегодняшнего дня оказались очень актуальными ответы еще на один вопрос: «Насколько велико значение государственной поддержки, обещанной всеми уровнями государственной власти, для вашего предприятия?». Так вот, только 10 процентов руководителей считают, что такая помощь государства обеспечит решение ключевых проблем предприятия. 18 процентов соглашаются, что помощь существенная, но ключевые проблемы решить сама по себе не способна. 21 процент называют помощь несущественной, но рады и такой. А 51 процент заявили, что помощь настолько мала, что они не намерены специально добиваться ее.
— Так что же, раздавая деньги предприятиям, правительство, мягко говоря, ошиблось адресом?
— Решений о поддержке экономики за время эпидемии было несколько, и всякий раз они принимались в пожарном порядке. К этим решениям не было ни методических указаний, ни четко прописанных нормативных актов, касающихся отбора предприятий для финансовой помощи. Негде было посмотреть критерии отбора. Не было даже какой-нибудь компьютерной формы, которую желающие получить госпомощь могли бы заполнить. Сказали лишь, что предприятие должно быть системообразующим, обеспечивать работой большое количество людей, приносить существенные доходы в бюджеты. Но это очень расплывчатые критерии. Естественно, возникали люфты, в которые лезли все те, у кого были административный ресурс и неформальные связи.
— Столько раз говорили о «пожарном порядке» принятия решений и в кризис 2008‑го, и в кризис 2014‑го… И вот опять?
— Увы, пока все планы по противодействию кризису носят фрагментарный и бессистемный характер. В них нет единого замысла, какого-нибудь взаимоувязанного набора действий. Ну, скажем, представленный 3 июня Общенациональный план был пошире и поразнообразнее плана, принятого в марте. Каковы были результаты мартовского плана, неизвестно, итогов же никто не подводил. Но знаете, это мы, безответственные эксперты, можем рассуждать, как лучше действовать — с одной стороны или с другой стороны. А нашим администраторам приходится принимать важные решения здесь и сейчас. И желательно при этом совершить минимум ошибок. Наверное, сейчас наиболее доступным вариантом плана была попытка помочь как можно большему числу предприятий преодолеть эту самую «долину смерти».
— Может ли новая цель, поставленная перед правительством — обеспечить новое качество и развитие экономики, как-то собрать, систематизировать эти разбросанные мероприятия? Или мы опять получим некую стратегию, которых у нас уже было бессчетное количество?