Культура | Тенденция
Фигура с умолчаниями
В год столетия революции на разных властных этажах заговорили о необходимости формирования «Национального пантеона героев», память о которых «цементирует общество». Единого списка пока нет, а кандидаты возникают неожиданные
Реставрация исторического пантеона и введение в него новых героев, по идее, должна соответствовать патриотической линии. За нее отвечают у нас официальные инстанции (тот же Минкульт), а еще общественные организации профильного направления — исторические общества, ассоциации, союзы и т.д. Издание книг о «забытых героях», выпуск фильмов (и показ в федеральном эфире и на широком экране) о них же, цитирование ярких пассажей из «творческого наследия» — это, по сути, формы заявки на включение персонажа в заветный список. Все эти «заявочные форматы» за последние пару лет бодро прошел Иван Солоневич, которого уже иначе как «выдающийся мыслитель» и не называют. Достоин ли такого почитания человек с подчищенной биографией, пытался понять «Огонек».
«Хочет денег за свою антибольшевистскую работу»
На последнем Московском кинофестивале с особым интересом ожидался конкурсный документальный фильм Сергея Дебижева «Раскаленный хаос» — личный взгляд на революцию 1917 года, ее победителей и проигравших. Коллаж из старой хроники, художественных фильмов и снятых сегодня кадров сопровождают цитаты из мемуаров, комментариев современников и аналитики наших дней, диапазон высказываний — от Шульгина до Дугина. Цитаты анонимны, в голове зрителя воцаряется гул времени — таков замысел режиссера. Фраза «Текст состоит из цитат, воспоминаний и умозаключений очевидцев. Факты изложены исходя из представлений о них авторов фильма» есть и в титрах, и в фестивальном каталоге. Представления автора об истории специфичны — Распутин здесь невинный агнец, лечивший травами и молитвами наследника престола, его участие в политике — миф оппозиции; революцию в России устроили Англия и США при участии еврейских банкиров, а Троцкий привез в Петроград «из нью-йоркских местечек» бандитов, питавшихся кокаином.
Авторство многих цитат легко опознается в случае газетчика и спортсмена Ивана Солоневича (1891–1953); проучившийся в петербургском университете шесть семестров, недолгое время политический репортер «Нового времени», он становится главным идеологом «Раскаленного хаоса», его, единственного на экране, изображает актер, цитаты из его работ многочисленны.
После революции Солоневич развивал в СССР спорт, был арестован вместе с двумя братьями и отправлен на Соловки, все сумели бежать в Финляндию (жена после фиктивного развода и фиктивного же брака с немцем перебралась в Европу еще в 1932 году). В эмиграции Солоневич проявил себя как монархист-националист, и пусть отношения с эмиграцией не сложились, особенно с Русским общевоинским союзом (РОВС), его воспоминания о Соловках многие, включая Бунина, восприняли восторженно. Другие же сомневались, не засланный ли это казачок, подозрения в шпионской деятельности в пользу НКВД преследовали Солоневича всю жизнь. Проблем добавляли и скверный характер, и категоричность мышления. Лишенный полноценного образования, Солоневич вел себя как авторитарный публицист, неспособный ни к диалогу, ни к диалектике. При этом его книги о жизни в СССР стали бестселлером в гитлеровской Германии, выдержав пять изданий, его имя не раз с симпатией упоминается в дневниках Геббельса.
Вот некоторые из этих записей.
«04.03.38. Гестапо не хочет пускать Солоневича в Германию. Якобы он агент ГПУ. Несусветная чушь. Придется проявить настойчивость.
10.03.38. Солоневича наконец, несмотря на все сомнения, пустят в Германию. Хорошо сработано!
28.04.38. Солоневич побывал у Ханке (статс-секретарь Министерства пропаганды.— «О»). Произвел приятное впечатление. Хочет денег за свою антибольшевистскую работу. Не имею ничего против, такие люди могут нам пригодиться.