Колдовство — это политика: как в средневековой Ирландии пытались осудить ведьму
В издательстве «Бомбора» вышла книга Тори Телфер «Леди-убийцы. Их ужасающие преступления и шокирующие приговоры». Forbes Woman публикует отрывок из истории жившей в XIV веке леди Алисы, которую обвиняли в убийстве трех мужей и покушении на четвертого. Правда это или нет, — сегодня мы не знаем, но известно, что вдова оказалась крепким орешком для расследователей-инквизиторов.
Ересь
Ричард де Ледред в Ирландии был иностранцем. Он приехал из Англии, был строгим блюстителем морали и не очень хорошо разбирался в межличностных отношениях. Вероятно, он был блестящим ученым. У него отсутствовали политические связи (не говоря о социальных), которые могли бы помочь получить епископство в Оссори в 1317 году. Но он все-таки стал епископом, его превозносили за довольно скучные добродетели вроде «благопристойности» и «порядочности». Вот только никто не упоминал его религиозного рвения, упертой страсти к правилам и умения наживать врагов.
Образование Ледред получал как раз в тот момент, когда по Франции прокатилась волна истерии на фоне охоты на ведьм. Эта истерия нашла выход в сенсационных процессах ордена тамплиеров. Католическая церковь только начинала формулировать свою изменившуюся позицию по вопросам ворожбы, колдовства и святотатства. Колдовство больше не сводилось к одной лишь магии и злодеяниям. Теперь в нем видели прямое противопоставление церкви, то есть ересь.
Тогдашний папа римский, Иоанн XXII, был склонен к паранойе. Он внушил себе, что враги желали ему смерти и постоянно прибегали к темным, колдовским средствам: посылали перстень с заточенным внутри дьяволом, плавили восковые фигурки по его образу и все в этом духе. 27 февраля 1318 года он издал первую значимую папскую буллу против колдовства.
В документе не было прямого заявления, что ведьмы — еретики, но ко времени его написания в сознании духовенства прочно закрепилась связь между ними. Данная булла и паранойя папы фактически подготовили почву для будущих событий, охвативших всю Европу: инквизиции, охоты на ведьм и сожжения на костре.
Это была питательная среда для формирования особого отношения Ледреда к еретикам в целом и к ведьмам в частности. Он начал карьеру, «вооруженный религиозным рвением, из-за которого [его] быстро невзлюбили» ирландские прихожане. Им хотелось петь похабные песни; он хотел, чтобы они пели латинские гимны. Они гордились святыми и учеными своей земли; он же видел в Ирландии одно лишь зло. Его прихожане привыкли подчиняться как своему ирландскому королю, так и правилам церкви, и талантливые епископы дипломатично придерживались золотой середины, а Ледреду это было не под силу.