Бомба миграционного кризиса рванула накануне июньского саммита Евросоюза

ОгонёкОбщество

Европа как компетенция МВД

Корабль Aquarius на рейде Поццалло (Сицилия). Закрыв порты страны для приема беженцев, МВД Италии навязало пересмотр миграционной политики саммиту Евросоюза. Фото AP

Бомба миграционного кризиса, заложенная либеральным режимом въезда в ЕС, рванула накануне июньского саммита Евросоюза. Повестку дня меняют в прямом эфире: стратегические реформы зависли, ключевые страны готовят пересмотр гуманитарной политики, радикалы подгоняют процесс, канцлер ФРГ признала, что на кону — судьба ЕС. Похоже, и ее собственная

Ангела Меркель вряд ли досидит в кресле канцлера до конца срока, а может, и до конца года. Все это выявил новый кризис: в средине июня глава МВД Хорст Зеехофер выдвинул ультиматум главе правительства Ангеле Меркель.

«Я не могу больше работать с этой женщиной»,— произнес он, если верить еженедельнику Welt am Sonntag. Это не по-немецки категоричное заявление прозвучало после того, как канцлер не одобрила запрет на въезд в ФРГ тех беженцев, чьи просьбы об убежище уже рассматриваются в других странах ЕС. Глава МВД на таком запрете настаивал.

Дружеский бунт

Ультиматум самого близкого союзника канцлера (Христианско-демократический союз Меркель и Христианско-социальный союз Зеехофера 70 лет выступают единым блоком на выборах и в парламенте) выявил шаткость правящей коалиции, но это не новость. Больше впечатляет, до какой степени проблема беженцев и взятые 15 лет назад в рамках ЕС обязательства дестабилизировали элиту Германии.

Чтобы понять суть проблемы, важно напомнить: ЕС не обещал и не обещает приютить всех, кто добрался до Европы; крыша над головой и соцобеспечение даются лишь беженцам из «горячих регионов». Остальные должны быть депортированы, но часто предпочитают жить нелегально, или же по каким-то причинам (например, правовым) депортированы быть не могут. При этом решать вопросы о предоставлении убежища и содержании беженцев должна та страна, где они впервые ступили на территорию ЕС. Все это прописано в «Дублинском регламенте» от 2003 года, который, к слову, дает немцам право не принимать беженцев вовсе: география ФРГ такова, что проникнуть в страну можно только через другие страны ЕС.

Тем не менее беженцы до ФРГ добираются. Главным образом через Италию, которой, по «Дублинскому регламенту», и надлежит ими заниматься. Делает это, однако, родина Данте неохотно, предоставляя приезжим шанс двигаться дальше, в Германию, куда те и спешат, зная, что там приличные социальные условия даже для тех, кому отказали в убежище и хотят выслать. К тому же решения о депортации не всегда доводятся до конца.

«Противодействие депортациям в ФРГ — уже отрасль промышленности»,— раздраженно бросил один из баварских политиков. Он имел в виду правозащитные организации и армию адвокатов, которые помогают оспаривать решения о высылке. Делают это 90 процентов беженцев: к началу 2018-го в судах ФРГ скопилось почти 400 тысяч апелляций, многим из них не один год. Удовлетворяется до половины, как правило, по формальным признакам: признают, скажем, что власти нарушили некую процессуальную норму. И все по новой: отказ — суд первой инстанции, потом — второй, и далее, вплоть до ЕСПЧ. Канитель может тянуться месяцы и годы (зависит от заинтересованности адвоката). В это время беженец не имеет права работать, но получает небольшую социальную помощь и место в общежитии, где от безделья, неприкаянности, наркотиков, различий в религиозных установках то и дело вспыхивают конфликты. А через 6 лет иммигранта и не выдворить — истек срок давности.

Хорст Зеехофер, став 100 дней назад во главе МВД (важный пост достался важнейшему союзнику неспроста), приступил к разработке концепции, позволяющей ускорить и упростить депортацию тех, кто уже попал в ФРГ. Посыпались упреки (в основном моральные), но компетенцию не оспаривали: высылка — внутреннее дело ФРГ. Вот только глава МВД пошел дальше: он намерен ограничить приток новых беженцев. Предлагается на границе сразу «отсекать» тех, кому уже было отказано во въезде в ФРГ, у кого нет документов (их выбрасывают, зная, что без паспорта выслать нельзя), а также тех, чьи просьбы об убежище рассматриваются в других странах ЕС (из 60 тысяч, просивших убежище в ФРГ в этом году, треть подавала запрос в других странах, что легко выявить с помощью единой системы контроля отпечатков пальцев). Ограничения Зеехофер готов ввести в силу немедленно для начала на границе с Австрией (она между ФРГ и Италией, откуда и шел в последнее время основной поток).

Канцлер выступила категорически против: такие шаги нельзя делать в одностороннем порядке, постоянный контроль противоречит принципу открытых границ и свободного перемещения людей, а это базовый принцип единой Европы. Кроме того, против Австрия, которую заполонят «отсеченные» беженцы. Да и что «закрывать», если граница есть только на картах, а на деле есть всего три КПП.

Понимая сложность проблемы, Меркель «предложила» Зеехоферу подождать, пока она обсудит проблему с коллегами из стран, испытывающих наибольшую «миграционную нагрузку». И напомнила: только канцлер определяет главные направления политики. Задача министров — думать, как их выполнять.

Поскольку это было сказано в телеинтервью, Зеехофер публично дал понять, что чувствует себя оскорбленным. Он же не просто министр, а лидер партии ХСС, которая состоит в блоке с ХДС с 1950‑х годов, входит в правящую коалицию, и играет важную роль в выработке политической линии. Он, мол, обещал избирателям — баварцам — навести порядок и только ради этого вошел в правительство. Что же до общеевропейских переговоров, то они тянутся не один год и результата не дали. Словом, долго ждать он не будет и «просеивать» беженцев может и вопреки запрету канцлера.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Арктика исправит? Арктика исправит?

На очистку от мусора в российской арктической зоне надо направить осужденных

Огонёк
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Беспомощное социальное государство Беспомощное социальное государство

Почему США не смогут сократить дефицит бюджета и госдолг

Монокль
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Квартира, наполненная памятью Квартира, наполненная памятью

Интервью с создателем музея «Память Колымы» Иваном Паникаровым

Дилетант
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Планы на межсезонье Планы на межсезонье

Куда отправятся россияне весной и сколько им на это придется потратить

Деньги
Удачно совпали Удачно совпали

Как в начале отношений определить, подходите ли вы друг другу

VOICE
Умный помощник Умный помощник

Как в спорте применяют технологии искусственного интеллекта?

Ведомости
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Часы в России встали Часы в России встали

Рынок умных часов перешел к умеренному росту в темпе потребительской инфляции

Ведомости
Лед тронулся Лед тронулся

Как вернуть Арктику с периферии общественного внимания?

Ведомости
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Игра цвета Игра цвета

Гармоничный диалог жизни и искусства в проекте квартиры для молодого бизнесмена

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Газировке несладко Газировке несладко

Почему россияне переходят на лимонад без сахара?

Ведомости
Загадка сфинкса на берегу залива Загадка сфинкса на берегу залива

О восстановлении усадьбы «Тихий берег» и разорванности семейной истории

Afternoon Seasons of life
Трудности перевода Трудности перевода

Как строить диалог с парикмахером, чтобы не плакать, вернувшись домой из салона

Лиза
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Открыть в приложении