Договориться с горой
В прошлом году накануне дня шахтера бригада кузбасских шахтеров установила мировой рекорд по добыче угля — 1,5 млн тонн за месяц. В этом году горняки готовы превысить свое достижение. Это стало возможным благодаря новым технологиям. Современный шахтер — это универсальный оператор суперсовременной техники, которая делает работу безопасной
Дизелевоз — подвесной. Желтые вагончики медленно движутся под сводом ствола шахты. Вдоль стен — трубы и провода. Это вены, которые несут жизнь на глубину 350 метров — воду, электричество, эмульсию, необходимую для работы техники в забое. Наверх выводят метан. От поверхности, бледного далекого треугольника света, дизелевоз разом отрезает вентиляционный шлюз: гигантские ворота, которые открываются, пропуская дизелевоз, и захлопываются за ним. Мы проезжаем один шлюз, второй, третий...
«Здесь, как на подводной лодке,— говорит директор шахты им. В.Д. Ялевского Александр Кавардаков,— нужны отсеки для распределения воздуха. В минуту под землю закачивается 15 тысяч кубометров воздуха». Путевые стволы — подземные дороги — обрамляют пласт угля глубиной 2,5 километра. Шахта им. Ялевского — самая производительная в мире. Именно здесь поставила мировой рекорд бригада Евгения Косьмина.
Под сводами через каждые несколько метров — небольшие серые коробочки. Это датчики, которые собирают информацию и передают на единый пульт диспетчеру. Он видит, где находится каждый шахтер, какая концентрация метана в разных точках шахты.
— Диспетчер буквально нажатием одной кнопки может сразу оповестить всех о нештатной ситуации,— говорит Александр Кавардаков.— Связь осуществляется через систему, установленную в фонаре каждого шахтера. То есть светильник сам скажет, что «опасность, выходите на поверхность» и направит к выходу.
Дизелевоз с грохотом тормозит у энергопоезда. Это несколько вагонов, где сосредоточена аппаратура, обеспечивающая питанием технику забоя. Вагоны покрыты белой инертной пылью — она осаждает угольную пыль, которая в случае возгорания может стать катализатором взрыва. На сияющих голубым дисплеях — вся информация об энергоснабжении забоя. Над одним из вагонов установлен щит с планом работы на месяц. Бригада собирается побить собственный мировой рекорд и добыть 1 млн 600 тысяч тонн угля. Со сводов мелким дождиком капает вода. Около энергопоезда нас встречает Евгений Косьмин — бригадир, герой Кузбасса. Лицо в угольной пыли, широко улыбается. Ему всего 32 года. В шахту впервые спустился 12 лет назад, работал электрослесарем.
— Что это вы такие перепуганные?— смеется он.— Спокойно, современная автоматика,— кивает он на энергопоезд.— В 2014 году у нас появился новый диспетчерский аналитический центр, который контролирует всю работу под землей. Оборудование новое, у нас стало очень много датчиков, следят за каждым движением не только шахтеров, но и техники. Это очень удобно. Я со спокойной душой спускаюсь в шахту и знаю, что моя жизнь и тех, кто меня окружает, в безопасности. Эта система максимально исключает и человеческий фактор. Некоторые, например, раньше любили прокатиться на ленте, которая уголь из шахты вывозит. Ну лень пешком идти, а так сел и поехал. Из-за непредусмотренной нагрузки могло и задымление начаться. Теперь, если нагрузка на ленту выше допустимой, она автоматически останавливается. В 70-х годах была такая печальная статистика: 1 человеческая жизнь на 1 млн тонн угля. Сейчас получить серьезную травму в шахте можно, только если ты совсем безответственный. А таких под землю не пускают… Пошли, я вам нашего лютого зверя покажу — современный комбайн LS900.
Забой — сердце шахты, то место, где и добывают уголь,— удерживают гидравлические крепи. Их горизонтальные лезвия формируют свод, поддерживают его вертикальные колонны. 234 крепи открывают стену угля длиной 400 метров. Это самый большой забой в России — здесь 6 млн тонн угля. Его начали разрабатывать только в апреле, уже добыли 4 млн тонн угля. «Весь пласт мы ”съедим“ за 4 месяца,— поясняет директор шахты Александр Кавардаков,— 15 лет назад на весь Кузбасс было всего три бригады, которые добывали миллион тонн угля в год. А сейчас мы столько в месяц добываем!»