Культура | Кино
Блуждание в трех сестрах
Вышел в прокат фильм Юрия Грымова «Три сестры». Классический сюжет перенесен в наши дни, сестры постарели на 30 лет, но обозреватель «Огонька» так и не смог понять, ради чего было идти на такие жертвы
Действие происходит в наши дни. Ирине (Ирина Мазуркевич) — 56 лет, на пенсии; Маше (Анна Каменкова) под 60; старшей, Ольге (Людмила Полякова) скоро 65. Их брат Андрей (Владимир Носик) совсем седой. Потрепанные жизнью полковник Вершинин (Максим Суханов), Соленый (Александр Балуев) и Тузенбах (Игорь Яцко). Молода лишь Наташа (Натали Юра), жена Андрея Прозорова, брата трех сестер. Все имена, профессии, психологические характеристики героев остались прежними.
Перенести чеховских героев в наше время — таких экспериментов уже было достаточно, и все они заканчивались неудачей. Сложность переноса объясняется просто — разницей между социальным устройством тогда и сейчас. Российское общество 1900-х годов — сословное. Дело не в том, что есть «богатые и бедные» (герои Чехова часто бедны, и это как раз было бы узнаваемо сегодня), но принципиально именно разделение тогдашнего общества на господ и «простых». Чеховские герои так или иначе относятся к господскому сословию. Даже несмотря на то что Чехов описывает именно распад этого сословного общества, сословность все равно играет роль пресловутого базиса, по Марксу. Само это социальное устройство, это разделение общества никак нельзя вымарать как из пьес Чехова, так и из произведений всех остальных писателей того времени,— как нельзя изгнать запах из старых подушек или книг. Именно этим разделением и проникнуты все отношения и конфликты внутри пьесы и всего чеховского творчества, как мы понимаем теперь — «благодаря», кстати, Грымову. По той же причине, к слову, невозможно «перенести» в наше время и советские пьесы (как было с «Утиной охотой» Вампилова, которую также недавно вновь экранизировали). Опять же, социальное устройство общества совершенно другое: в том обществе квартиры «дают», а в наше время их приходится покупать, пускай и в кредит. Из-за этой разницы вся прекрасная «тоска» вампиловского героя, а значит, и суть пьесы теряет смысл: нынешнему герою тосковать некогда, ему кредит нужно отдавать.
Состарить чеховских героев — это интересная идея, но в таком случае требуется писать какой-то новый текст «поверх Чехова». «Как сложились судьбы трех сестер в старости?» — нечто подобное уже было в московском театре «Около» на том же материале. Правда, есть подозрение, что едва ли сестры могли уцелеть в молохе революции, учитывая опять же их непролетарское происхождение. Допустим, им повезло, и они выжили. Но требуется известная смелость — придумать им дальнейшую судьбу. Попробуем? Одна сестра поддержала революцию, другая — белых, третья — эмигрировала. Это примитивная схема, но мы тут не сильно ошибемся, так и было часто. Теперь считаем. Младшей, Ирине, в 1900 году (когда написана