Не только «Москва»: 10 знаменитых кораблей российского флота, которые затонули
Некоторые из них тонули бездарно, другие подарили нам героические истории.
Крейсер «Москва» буксировали, буксировали, да не выбуксировали. 14 апреля, по данным Минобороны, на флагмане Черноморского флота взорвался боезапас, начался пожар. Но крейсер устоял. Его решили отбуксировать, но начался шторм (опять же по данным Минобороны), корабль потерял остойчивость, накренился, не смог восстановить равновесие, пошел ко дну и пополнил коллекцию затонувших российских кораблей, которые когда-то были гордостью страны.
Миноносец «Стерегущий», затонул в 1904 году
«Стерегущий» спустили на воду в 1902 году, а в 1903 он уже вступил в строй. 10 марта 1904 года он вместе с миноносцем «Решительный» возвращался в Порт-Артур после ночной разведки и наткнулся на четыре японских миноносца, к которым позже присоединились еще два крейсера.
Командиры русских кораблей решили избежать сражения, но прорыв к Порт-Артуру удался только «Решительному». «Стерегущий», окруженный превосходящими силами противника, принял бой, а спустя несколько часов на воде качался только разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его защитников.
Крейсер «Варяг», затонул в 1904 году (и еще в 1925)
Бывали в истории российского флота и такие случаи, когда корабли тонули несколько раз. Один из таких примеров — 130-метровый бронепалубный крейсер «Вряг». В 1898 году его начали строить на американских верфях в Филадельфии, в 1900 году передали в ВМФ Российской империи, а в 1901 году ввели в строй. Крейсер всем был хорош, кроме пары нюансов — его изначально неважно сконструировали (беда была в паровых котлах системы Никлосса), ремонтная база оставляла желать лучшего. Вместе с допущенными при строительстве дефектами всё это привело к тому, что через считанные года «Варяг» не мог развить скорость больше 14 узлов. Это сводило на нет его преимущества.
И вот в 1904 году, во время Русско-японской войны, японская эскадра блокировала «Варяг» (а заодно и канонерскую лодку «Кореец») в тихоокеанском порту Чемульпо. Сдаваться русские отказались и предпочли ввязаться в бой. С 14 кораблями противника. Когда развязка этого сражения стала понятна, «Кореец» взорвали, а «Варяг» затопили.
Спустя год предприимчивые японцы подняли «Варяг» со дна, дали ему имя «Соя» и включили в состав собственного флота. В 1916 году российские власти выкупили крейсер у Японии. Потом его еще несколько раз перепродавали, пока при буксировке в 1925 году корабль не попал в шторм и не затонул у берегов Южной Шотландии.
Броненосец «Чесма», затонул в 1912 году
«Чесма», построенный в 1884 году, стал первым трехбашенным броненосцем Черноморского флота. Мощный стометровый корабль мог перевозить больше 10 тысяч тонн грузов, развивая при этом скорость до 25 км/ч. На его вооружении было 27 разнокалиберных орудий и четыре торпедных аппарата.
В мирное время «Чесма» участвовала в маневрах, стрельбах по морским мишеням и по берегу, высадке десанта. Кто бы мог подумать, что однажды он и сам станет такой мишенью.
В 1912 году его вывели из службы, обозвали «Исключенным судном № 4» и стали использовать для проверки схемы бронирования новых дредноутов. Бывший броненосец отбуксировали к Тендровской косе, расстреляли, бомбили торпедами почти в упор. Так и лежит бывший «Чесма» на дне возле Тендровской косы.